15
ноября 2018 года исполнилось 30 лет со дня
первого и единственного полета советского многоразового орбитального
космического корабля «Буран». В этом масштабном
проекте приняло участие и ОНПП
«Технология» (г.Обнинск). На этом предприятии я
работал в 80-е годы
и принимал непосредственное участие в
некоторых разработках, которые были реализованы
в корабле «Буран», причем тогда мною
были получены (в
соавторстве) Свидетельства
на несколько
изобретений. К
сведению, в тех работах
принимали участие многие «хаевцы» разных лет
выпуска, а на сегодня в ОНПП
«Технология» работает 23
«хаевца». Об этом я подробно написал в репортаже,
посвященном встрече в Обнинске на
«День ХАИ» 25 мая 2018г.
http://xai-71.obninsk.ru/2018-DX/D-2018.htm. И есть
наша групповая
фотография в фойе
предприятия (обновленная), снятая
в наши
дни накануне той
встречи
В
организационный комитет семинара вошли
«хаевцы» О.Н.
Комиссар - заместитель
генерального директора по науке и развитию, к.т.н. (ХАИ-1985), М.Ю. Русин - директор НПК
«РПО» – главный
конструктор, д.т.н., профессор (ХАИ-1971) и
А.Г. Свиридов - директор НПК
«Композит» –
главный конструктор (ХАИ-1983).
Привожу
это название, потому что оно полностью
характеризует направление моей работы тогда, а я проработал на
«Технологии» с 1976
по 1992 год. О
вкладе ОНПП «Технология»
в создании многоразового орбитального космического корабля
«Буран», я
привожу материалы с официального сайта, а также некоторые
слайды с моего выступления с
комментариями. Надеюсь «хаевцам» будет интересно,
т.к. все
работы и результаты по Бурану были до
середины 90-х годов закрытыми и многие просто пропали для истории
и научной общественности. Поэтому я поделился своими
результатами из
личного архива и библиотеки «Технологии».
Публикации в то время были, но как правило в закрытых изданиях и тоже
были
широко не известны.
Нужно было создать огромную конструкцию длиной 18 м и шириной 4,5 м. Она должна была состоять из 4 секций по 4,5 метра. Конструкции таких габаритов и такого сложного профиля в СССР тогда вообще никто не делал. Требовалось обеспечить минимальный вес и максимальную прочность. И все это при криволинейном шпангоуте, длиной почти 3 метра. И задача была решена, шпангоуты были сделаны. Не менее интересен рассказ Николая Выморкова о том, как он ездил на «Байконур» ремонтировать сотовую панель уже на самом «Буране», которую насквозь пробили уже на собранном «Буране». Пришлось осваивать ремонт в «полевых условиях», такого опыта тогда также не было. Смотрите его воспоминания об этом в фильме (на 19 мин. и на 41 мин).
И хотелось бы также заметить, что в 1998 году Николай Выморков стал лауреатом Премии Правительства РФ в области науки и техники за создание и внедрение конструкционных углепластиков. Разумеется в этой награде есть доля и его участия в создании Бурана.
А чтобы вы представили размеры створок, я приведу снимок в фойе корп.3А ОНПП Технология, где я снят у этой створки. Разумеется это только 1/4 часть всей створки. На наших гостей эти размеры производят впечатление. Напомню только, что это было спроектировано и изготовлено до 1985 года.
В 1977 году «Технология» получила задание на разработку термостойких радиационно-оптически устойчивых стекол для кабины пилотов, высокотемпературной защиты корабля, створок отсека полезного груза из полимерных композиционных материалов, тонкостенных герметичных трубопроводов для системы воздушного термостатирования, световых фильтров для аэронавигационных огней с высокой стойкостью к термическому удару и высокотемпературных уплотнителей.
Коллектив
ОНПП
«Технология» блестяще
справился с задачей. Косвенной оценкой проделанной работы стало 31
авторское
свидетельство на изобретения, касающиеся разработки материалов,
технологий и
конструкций для «Бурана». Предприятие
обеспечило комплектацию уникальной продукцией из неметаллических
материалов все
наземные и пять летных комплектов по программе
«Буран». Общий вес изделий из
неметаллических материалов, разработанных и изготовленных
«Технологией» только
для совершившего полет «Бурана» составил 10 тонн.
Это 10% от общего веса
орбитального корабля.
ОНПП
«Технология» в космической программе
«Энергия-Буран»
Начало
7
февраля 1976 года
вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 132-51
«О создании
многоразовой космической системы и перспективных космических
комплексов». В нем
были определены основные задачи программы "Энергия-Буран".
Тактико-технические требования к многоразовой космической системе
формировались
почти весь 1976 год и едва уложились в несколько увесистых книг.
На
ОНПП «Технология»
работы начались в 1977 году. Было получено задание на разработку
термостойких
радиационно-оптически устойчивых стекол для кабины пилотов,
высокотемпературной
защиты корабля, створок отсека полезного груза из полимерных
композиционных
материалов, тонкостенных герметичных трубопроводов для системы
воздушного
термостатирования, световых фильтров для аэронавиагационных огней с
высокой
стойкостью к термическому удару, высокотемпературных уплотнителей.
«Шуба»
для «Бурана»
Одним
из важнейших
элементов конструкции «Бурана» стала теплозащита.
Во время входа в атмосферу
температура аэродинамического нагрева элементов тепловой защиты могла
достигать
1500 °С. Специальная керамическая плитка на обшивке выдерживала
прохождение
корабля сквозь плотные слои атмосферы и предотвращала его сгорание.
Космолёт
буквально выходил из огня целым и невредимым. Приказ министерства
авиационной
промышленности СССР об организации на ОНПП
«Технология» серийного производства
теплозащитного материала вышел в 1977 году. Производство было освоено в
мае
1979 года. Для выпуска теплозащитных материалов запустили новый цех.
Благодаря
использованию супертонкого кварцевого волокна теплозащита оказалась
легкой и
прочной. Для предохранения плиток от эрозии, проникновения влаги,
высокой
температуры применялось специально разработанное наружное покрытие из
высококремнеземистых
стеклопорошков. Предприятие обеспечило изготовление плиток для шести
орбитальных кораблей, для «Бурана», совершившего
космический полет, их было
выпущено 38 800 штук. Предприятие получило более 20 авторских
свидетельств на изобретения при работе над теплозащитой
Отсечные
мосты и
уплотнители
Ещё
одной актуальной и
трудоемкой задачей стала надежная защита щелей и стыков различных
элементов
планера. Для этих целей ОНПП «Технология»
разработало и изготовило
высокотемпературные ворсовые и ленточные уплотнения, которые
устанавливались в
зазорах, использовались для герметизации кабины пилотов и створок
отсека
полезного груза. При изготовлении уплотнений использовались кварцевые и
кремниевые материалы.
Термостойкая
конструкционная оптика
Также
на ОНПП
«Технология» для корабля
«Буран» было создано высокопрочное термостойкое
радиационно-оптически устойчивое остекление для кабины пилотов,
обеспечивающее
максимальную безопасность летного экипажа. Остекление выдерживало
перепад
давления между кабиной и открытым космосом, защищало экипаж от
воздействия
космической радиации. Также были изготовлены цветные светофильтры для
аэронавигационных огней «Бурана» с высокой
стойкостью к термическому удару и
защитные стекла шкалы приборов. Предприятием
было получено 11 авторских свидетельств на изобретения по итогам
разработок
изделий из стекла для орбитального корабля.
Композитные
створки
При
создании «Бурана»
перед ученым и инженерами была поставлена сложнейшая за всю историю
развития
отечественной авиации задача — получить прочную и
одновременно легкую
конструкцию планера, способную длительно работать в исключительно
тяжелых
условиях. Корабль должен был выдерживать интенсивные вибрационные и
акустические нагрузки от мощных ракетных двигателей и сверхзвукового
потока
воздуха, а при спуске — температурное воздействие, с чем
металл мог не
справиться. На помощь пришли композиционные материалы и прогрессивные
сплавы.
Большой вклад в эту работу внесли отечественные материаловеды.
Создание
створок
отсека полезного груза из композиционных материалов стало непростой
задачей для
ОНПП «Технология». Элементы конструкций такого
размера сложного профиля из
композитов тогда в СССР никто не делал. На предприятии разработали
технологии и
изготовили крупногабаритные трехслойные панели створок отсека полезного
груза и
сложнопрофильные шпангоуты переменного сечения из углепластика. Для
склеивания
сотовых конструкций было освоено серийное производство
высокотемпературных
пленочных клеев и связующего. Применение полимерных композиционных
материалов в
конструкции «Бурана» позволило снизить массу
орбитального корабля более чем на
1500 кг. Впервые в отечественной практике были созданы изделия из
композиционных материалов длиной 18 м, шириной 4,5 м, площадью 144 кв
м. В
состав одного комплекта входило 500 деталей и элементов.
Система
охлаждения для
«Бурана»
При приземлении
«Буран» находился в разогретом до 1000
градусов и выше состоянии. И если бы он не охлаждался, то вся
аппаратура пришла
бы в негодность. Поэтому на орбитальном корабле была предусмотрена
система
наддува и вентиляции, которая снабжала воздухом все элементы
космического
корабля. В её безупречной работе - немалая заслуга
«Технологии», изготовившей
тонкостенные герметичные трубопроводы для системы воздушного
термостатирования
орбитального корабля, обеспечив все требования по минимизации их веса.
Общий
метраж системы термостатирования «Бурана» составил
200 метров. Созданные из
полимерных материалов трубы оказались прочными и герметичными. Также
была
решена проблема возникновения статического разряда при подаче воздуха в
систему, что исключило возникновение аварийных ситуаций.
Коллектив
«Технологии»
с задачами справился
В 1987 году за создание теплозащиты
космического корабля
«Буран» коллектив разработчиков обнинского
научно-производственного предприятия
был удостоен Государственной премии СССР. Теплозащитное неуносимое
покрытие
радиационного типа многократного использования в нашей стране было
создано
впервые. Также впервые выпущены элементы конструкций и агрегаты планера
космического
аппарата из полимерных композиционных материалов, термостойкое
радиационно-оптически устойчивое остекление. Всего было получено 31
авторское
свидетельство на изобретения, касающиеся разработки материалов,
технологий и
конструкций для «Бурана».
***********
1971-
Начало работ по
созданию космических челноков в США. Всего
было построено пять Шаттлов, а полёты
в
космос осуществлялись с 12 апреля 1981 года по 21
июля 2011
года, всего было
совершено 135 полетов. Расчётный
объём работы над Шаттлом с 1974 по 1980
год превысил 750 тыс.
человеко-лет.
1973
- Постановление
Правительства №
П137/VII от 17 мая о проработке вопроса
создании многоразового
космического самолета
(МКС).
1976
– Вышло
Постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР о создании МКС (многоразовой космической системы). Это
был ответ
СССР США на создание «Шаттла». МКС
«Буран» должна была решать многие вопросы обороны в
космическом пространстве.
Могла уничтожить спутники с лазерным и ядерным оружием на борту
(«звездные
войны»), ракеты, летательные аппараты, вести съемку и
контроль поверхности,
подавлять помехами прицелы летательных аппаратов и т.д. В
конце 1976 г. был разработан эскизный
проект орбитального корабля (ОК) "Буран". Над созданием Бурана
работало 15 министерств, 45 НПО, сотни заводов.
Реально работы по «Бурану» начались в
в1977г.
1976
- Головным
разработчиком ОК стало
специально созданное НПО «Молния»,
в конце
1977
года - был выпущен технический проект и началась
разработка рабочей документации.
1977
- еще до объединения Филиал
НИТС приступил к
разработке термостойких стекол
для кабины пилотов, а Филиал ВИАМ начал проработку
элементов теплозащиты
1978
- Создание ОНПО
«Технология» путем
объединения двух филиалов в г.Обнинске
(НИТС и ВИАМ) - важнейшая веха в
создании Бурана.
«За всю историю предприятия по сложности и
трудоемкости задачи по
«Бурану» не имеют себе равных» - А.Г.
Ромашин
Ноябрь
1978 - апрель 1979 Иизготовлено
и
поставлено на машзавод в Тушино 662 блока теплозащитного
материала (ТЗМ).
1975
- 1979 постройка
первого действующего Шатла ОК
«Колумбия», погиб 1 февраля 2003. Это был
28-й космический полет «Колумбии».
1978-1979 в
ОНПО «Технология» на вновь созданном участке,
оснащенном 20-ю
установками, освоено
серийное производства
керамических
блоков теплозашиты.
1980 - 1984 постройка на Тушинском машзаводе (ТМЗ) первого
полномасштабного экземпляра ОК Буран.
1982
– 1991
постройка других челноков: «Челленджер»
- погиб (28.01.1986) при
своём десятом запуске, третий
шаттл «Дискавери» (1982) совершил 39
полётов, четвёртый шаттл (1985) «Атлантис» совершил
33 полёта, в том числе в 2011 году совершил
135-й последний полёт по программе
«Шаттл». Пятый
шаттл «Индевор»
(май 1991, взамен
«Челленджера») - 25 полётов.
1984
- 1988
были сформированы экипажи и проводились
испытания аналога «Бурана» БТС-02.
Ранее приказом МАП СССР от 23 июня
1981 года № 263 был создан Отраслевой отряд космонавтов-испытателей
Минавиапрома СССР.
1985
(10 ноября) - в ЛИИ МАП СССР
совершил первый атмосферный полёт аналог «Бурана»
(машина 002 ГЛИ — горизонтальные лётные испытания).
1988
(15 ноября) - Космический полёт
«Бурана». Полёт
длился 206 минут, ОК
совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку в
автоматическом
режиме на аэродроме космодрома
Байконур.
1990 - работы по программе
«Энергия-Буран» были
приостановлены, а в 1993г. окончательно закрыты
Решением Совета главных
конструкторов при
НПО «Энергия» от 25
мая 1993г.
2002
- единственный
летавший в космос «Буран»
(изд. 1.01) был разрушен при обрушении крыши МИКа на Байконуре, где он
хранился
вместе с экземплярами ракеты-носителя «Энергия».
Поэтому
в 70-е и в начале 80-х годов нами было
много сделано для разработки инструментария для проведения тепловых и
прочностных расчетов керамических элементов конструкций. Приведу
конкретные
нормативные документы, которые были нами разработаны и
выпущены тогда.
для проведения тепло-прочностных расчетов элементов конструкций из
стекла и
керамики,
действующие до настоящего времени
ПМ
596.431 Программа
визуализации
результатов расчета тепловых полей и температурных напряжений в
керамических
изделиях (1980).
ПМ596.570.
Тензометрирование
керамических изделий и образцов. Методика (1982).
ПМ
596.596
Программа и алгоритм
решения осесимметричной задачи теплопроводности
МКЭ, (1982).
ПМ
596.603
Программа и алгоритм
решения осесимметричной задачи теории упругости МКЭ,(1982).
ПМ
596.661
Программа и алгоритм
для определения надежности керамических изделий,
(1983).
ПМ
596.633
Определения
параметров распределения Вейбулла по
результатам испытания керамических образцов, Методика и
Алгоритм (1983)
ПМ
596.788
Программа определения параметров распределения
Вейбулла по результатам испытания керамических образцов, (1984)
ПМ
596.993
Комплекс программ «Градиент-2» ,Описание
алгоритмов и программ, (1986)
ТО–I036,
Разработка и
внедрение методов и
программ расчета тепловых полей
и НДС керамических
элементов изделий, 1981
ТО-134З, Анализ теплонапряженного
состояния и надежности
керамических элементов изделий, Отчет,
1983
1. Комплекс
программ "Градиент -2" для
конечно-элементного анализа теплонапряжённого состояния и
прочностной надёжности конструкций
из керамики.М.
ВИМИ, сборник
НИОКР серия "АТ"
№15,
1985. (Рукопись деп.
в ВИМИ
21.08.85, №Д06464).
2.
Программа визуализации результатов решения МКЭ задач теплопроводности и
механики деформируемого твердого тела.
Инф.бюл.ОФАП,N 13,1984,Рег. N 498.
3.
Программа определения параметров
статистического распределения Вейбулла по результатам
испытания
керамических образцов. Инф.бюл. ОФАП, N13, 1984, Рег.N 527.
4.
Универсальная программа расчета
температур и температурных
напряжений в многослойной стенке
(Вариант), ВИМИ, Москва,
I980.
Разработка
элементов теплозащиты ОК Буран
Поэтому,
в
первую очередь необходимо было провести целую серию расчетов по
определению
тепловых и силовых нагрузок на орбитальный корабль на этапе выведения
на
орбиту, в орбитальном полете и самое главное на этапе посадки. Причем
необходимо иметь ввиду, что Буран
был
одновременно в двух
категориях: самолет
и космический аппарат. Опыт
таких
расчетов уже был для космических аппаратов, но для авиационной отрасли
такие
скорости и аэродинамические тепловые нагрузки были впервые. Приходилось
находить
н осваивать новые математические модели расчетов. В связи с закрытостью
тех
работ, я не смог найти ссылок на результаты и авторов. Но думаю, что
это
были специалисты
ЦАГИ, которые уже имели
опыт расчетов сверхзвуковых самолетов. Думаю также, что были
использованы также
различные результаты
расчетов NASA по
Шатлу. Ведь они начали работы
еще в
1972 году, а в 1976 году уже началось изготовление
корабля.
Далее привожу насколько слайдов по расчету нагрузок, причем думаю они явились реконструкцией тех результатов с учетом современных вычислительных возможностей.
Впервые для авиационных конструкций необходимо было провести анализ тепловых воздействий на Буран в орбитальном полете, учитывая его большие габариты солнечный нагрев и охлаждение в тени были определяющими на орбите. Особенно важно было учесть положение корабля и угол по отношению к Солнцу в каждый момент времени.
В итоге только к концу 1977 года появилась следующие максимальные (предельные) температуры для различных зон и элементов корабля Буран.
Более детальные расчеты температур на поверхности орбитального корабля Буран стали теперь возможны, однако необходимо учесть важное обстоятельство, что точность таких расчетов существенно зависит от теплофизических свойств материала теплозащиты, особенно степени черноты поверхности этого покрытия во всем диапазоне рабочих температур, который еще нам надо было разработать. Разумеется, некоторые свойства таких материалов, используемые на Шатле, у нас уже были, поэтому для этих свойств и режима полета вычислены необходимые толщины такого покрытия. Думаю, что и эти конкретные рисунки являются реконструкцией, хотя требования по толщине у нас точно были в 80-х. И как отмечали специалисты уже после окончания работ, если бы выполнять покрытие планера с учетом требуемой толщины в различных местах, то можно было бы сэкономить до 30% веса покрытия. Напомню, что суммарный вес теплозащитного покрытия составил более 6 тонн. В итоге, толщина теплозащитных плиток в различных местах была почти одинаковой, скорее всего потому, что в Шатле так было.
Раскрой плиток теплозащиты ОК "Буран"
Схема раскроя плиток на ОК "Буран" явилась важнейшей и, как оказалось, сложнейшей задачей при разработке ОК "Буран", т.к было необходимо учесть многие противоречивые факторы: сохранить аэродинамические обводы поверхностей, учесть линии скоростных потоков, обеспечить прилегание и зазоры между плитками, обеспечить малые допуски на отклонение размеров и геометрии и по возможности быть однотипными и простой формы. Разумеется в полной мере это осуществить было невозможно. Был использован опыт раскроя "Спейс Шаттла", но только его отдельные моменты. В частности на "Буране" нет треугольных и остроугольных плиток, и все длинные щели между поясами ортогональны местным линиям тока. Ортогональность межпоясных щелей местным линиям тока способствует уменьшению резонансных колебаний воздушного столба в межплиточной зоне и, как следствие этого, происходит более поздняя и менее вероятная турбулизация пограничного слоя в период максимальных тепловых потоков. В носовой части, на элевонах и на киле в отличие от "Спейс Шаттла" применен веерный раскрой.
Для поворота поясного направления введены пятиугольные перестыковочные плитки, не имеющие в плане острых углов. Все плиточные пояса около стыков агрегатов, у люков и иллюминаторов являются компенсационными, поскольку корректируются по замерам краевых зон. Всего в банке данных ОК 38600 (по другим источникам 38800) плиточных гнезд (с мотогондолами), из них 20% нерегулярные и 15% - особо сложные, имеющие подрезы, фаски, проточки, отверстия, канавки, косые малки. Из 38800 элементов ТЗ примерно 28000 являлись простыми трапециевидными в плане, но имели, как правило, сложную по контуру внешнюю теоретическую и внутреннюю прилегающую поверхность двойной кривизны. Плитки размером в плане от 150 х 150 мм до 200 х 200 мм монтировались с зазорами размером 0,5... 5,0 мм с жестким допуском. Примерно 6000 плиток были "нерегулярными" (далее на схемах раскроя они выделены красным или зеленым цветами), то есть многоугольными по форме в плане и формировали сложные "узоры" на люках, около сопел двигателей, на краях агрегатов.
Примерно 4800 плиток
сложной формы имели пазы, выточки, выступавшие грани для образования
замковьк
соединений на краях люков, на ребрах и стыках агрегатов, в зоне
подвижных
соединений. Около 200 плиток относились к особо сложным и
изготавливались
нетрадиционным образом. Для каждой плитки
автоматизированно изготавливались технологическое приспособление -
ложемент
(для базирования при окончательной отработке поверхности, прилегающей к
корпусу
планера), профильное приспособление - присоска (для испытаний на
отрыв), а
также плата демпфирующей подложки.
Таким образом, для одного планера автоматизированно, без чертежей изготавливалось более ста тысяч обводообразующих деталей. Для этих деталей автоматизированно генерировалось более 800000 индивидуальных программ обработки, контроля формы, разметки, маркировки, раскроя и обмера "плиточных гнезд".
Элементы
устанавливались на поверхность изделия с зазорами. Величина зазора
определялась
из условия компенсации разницы деформации несущей конструкции и
элемента как
при воздействиях температуры, так и при статических и динамических
нагрузках. В
зависимости от размеров и вида зазоров, а также их расположения на
поверхности
изделий они перекрывались щеточными межплиточными уплотнениями,
холстами из
кварцевого волокна, жгутовыми и щелочными уплотнениями. Для плавного
обтекания
необходимо, чтобы ступеньки между отдельными плитками не превышали
нескольких
десятых долей миллиметра. Чтобы получить необходимые зазоры и
ступеньки,
требовалось очень точно не только изготовить саму плитку, но и провести
ее
монтаж, что обеспечивалось твердым соблюдением параметров
технологического
процесса. Механическая
обработка плитки
велась с точностью до 0,5 мм на фрезерньк станках с программным
управлением
алмазным инструментом, разработанным конкретно для данного процесса.
Использование одномерной теповой задачи
позволяет моделировать многие разработки с достаточной
точностью, если эта модель применима, т.е. градиенты температуры в
конструкции преобладают только в одном направлении. В (70 - 80)-х
годах эта программа была нам единственно доступной. Вместе с
тем, она позволяет моделировать и современные разработки из керамики с достаточной точностью, причем простота ее использования
В этом году ОНПП "Технология" будет отмечать свой юбилей - нам исполняется 60 лет! И в октябре 2019 будет проходить традиционная XXII медународная научная конференция (один раз в 3 года), которая будет посвящена 60-летию ОНПП и 30-летию полета ОК Буран. Надеюсь представить на эту конференцию и я свой доклад, может и несколько. На предыдущей конференции (2016) у меня был доклад на секции "Конструкционная керамика" и два стендовых доклада. За прошедшие три года появилось несколько оригинальных технических идей и решений о которых хотелось бы поделиться со специалистами.
Системный
администратор
сайта
Часовской Евгений,
гр.163-А
e-mail: xai-71@obninsk.ru