В.Г.Лысенко (1947 - 1995)

  Лысенко Владимир Георгиевич - Летчик-испытатель 1 класса, пилот ГА 1 класса, мастер спорта международного класса.

    Родился 12 апреля 1947 года в с. Бусиново Химкинского района Московской области.

    В 1963 работал чертёжником в ОКБ Антонова. Закончив ХАИ в 1971 с отличием, работал инженером на стенде статических испытаний в ОКБ. Затем учился и закончил Кременчугское лётное училище ГА в 1975, Кировоградскую ШВЛП ГА - 1976. В 1976- 1980 — пилот, командир самолёта Ан-24 86 ОАО в Жулянах.

    1980—1981 — слушатель Школы лётчиков-испытателей МАП в г. Жуковском.

    С 01.09.1981 — лётчик-испытатель ОКБ Антонова 3, 2, 1 классов, лётчик-инструктор, заместитель начальника ЛИС по организации лётной работы.
    Основные темы испытательных работ: Ан-74 — ЛТХ, ВПХ в отказных ситуациях, на больших углах атаки, в условиях особо низких температур в Антарктиде и в Арктике, безмоторные посадки; Ан-71 — определение характеристик устойчивости и управляемости; Ан-14Ш — (с шасси на воздушной подушке) — первый вылет, характеристики на взлёте и посадке, с отказами двигателей.



  
 Освоил и проводил испытания самолётов: Як-18, Як-12М, Л-13, Як-40, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-15, Су-17, Ил-14, Ил-18, Ил-76, Ту-16, Ту-124, Л-39, Ан-2, Ан-3, Ан-14, Ан-14Ш, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-22, Ан-71, Ан-72, Ан-72П, Ан-74, Ан-124, Ан-225, Ан-70. Выполнил пять парашютных прыжков.
    Общий налёт 8 944 ч, из них испытательный 2 261 ч, в СМУ — 2 671 ч.

    Погиб 10 февраля 1995 года при испытаниях самолёта Ан-70 (командир экипажа - С.В.Максимов). Похоронен в Киеве, на Берковецком кладбище.  Награждён орденом «За личное мужество», медалями.


Источник информации: 
Крылья Антонова (История летных испытаний) / В.А.Ткаченко, - Киев: Издательство «КВЩ». - 2005 /


     Максимов Сергей Васильевич (1948 - 1995) - Лётчик-испытатель 1-го класса, капитан.   Родился 10 ноября 1948 года в городе Чернигов. В 1970 окончил Черниговское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (ГСВГ). В 1977 окончил Школу лётчиков-испытателей.   С июня 1977 – на лётно-испытательной работе вОКБ О.К.Антонова, шеф пилот ОКБ. Поднял в небо (16.12.1994) и провёл испытания Ан-70. Участвовал в испытаниях Ан-28, Ан-71, Ан-72, Ан-74.  В 1983 установил 9 мировых авиационных рекордов высоты и грузоподъёмности (из них 6 – вторым пилотом) на самолёте Ан-72.  Погиб 10 февраля 1995 года при выполнении испытательного полёта на Ан-70.

  
 
Уже по завершении программы четвертого испытательного полета Максимов попросил командира сопровождавшего его самолета Ан-72 летчика-испытателя В.И.Терского зайти сверху и понаблюдать за работой закрылков. И тут произошло столкновение. Подойдя справа снизу и сзади к самолету сопровождения, Ан-70 килем ударил по его фюзеляжу в районе аварийного люка. Затем килем и левой половиной разрушил правый закрылок и помял обтекатель шасси Ан-72. От удара у Ан-70 оторвалась левая половина стабилизатора и часть киля. Неуправляемая опытная машина на высоте 3000 метров вошла в глубокое скольжение и, перейдя в пикирование почти отвесно упала на землю. «Черный ящик» сохранил слова командира экипажа Сергея Максимова. Последнее, что он произнес: «Мы падаем». В пикировании никто из летчиков не смог добраться до специальной трубы, через которую происходит эвакуация экипажа.


  
 Погибли:


    * С.В.Максимов - командир экипажа
    * В.Г.Лысенко - 2 пилот
    * В.Ф.Непочатых - штурман
    * П.Ю.Скотников - бортинженер
    * А.И.Кострыкин
    * М.Н.Березюк - ведущий инженер
    * А.В.Горельцев



    Заслуженный летчик-испытатель CCCР В.И.Терский с трудом посадил поврежденный в столкновении Ан-72 на аэродроме в Гостомеле.  Для расследования катастрофы была создана государственная комиссия под руководством вице-премьера и министра обороны Украины Валерия Шмарова. В комиссию впервые были включены представители России.
   

О причинах столкновения выдвигались разные предположения - и неполадки органов управления на борту Ан-70, и попадание Ан-72 в спутный след или завихрение от Ан-70. Тем не менее после расшифровки данных бортовых рекордеров («черных ящиков») и анализа сопутствующей информации специалисты пришли к выводу, что техника в данном случае оказалась «на высоте». Все бортовые системы работали нормально. Причиной же катастрофы стало маневрирование обоих самолетов в непосредственной близости друг от друга, в результате чего Ан-72 и Ан-70 столкнулись, и последний «потерял киль». Официальный же вердикт госкомиссии таков: «Потеря визуального контакта при выполнении маневров без ведения взаимного радиообмена и несвоевременные действия экипажей по предотвращению столкновения». Иными словами, произошла «ошибка пилотирования».
  
 После катастрофы на антоновской «фирме» состояние было близким к шоковому: это уже шестая катастрофа за последние четыре года, в которых погибли 34 летчика-испытателя. Генеральный конструктор АНТК им. О.К.Антонова Петр Балабуев после случившегося даже собирался подать в отставку. Однако уже через три дня после катастрофы Балабуев заявил, что АНТК приступает к постройке второго экземпляра Ан-70. Вторая машина поднялась в воздух 24 апреля 1997 года.

Источники информации:


    * Катастрофа самолета ХХI века: сближение в воздухе или разрыв связей на земле? / С.Лесков, Известия (Москва).- 23.02.1995 /
    * Установлены причины катастрофы Ан-70 под Киевом / И.Двинский, «Сегодня» (Москва).- 06.03.1995 /
    * Все самолеты О.К.Антонова. / Н.В.Якубович, - М: ООО «Издательство АСТ», 2001 /
    * Крылья Антонова (История летных испытаний) / В.А.Ткаченко, - Киев: Издательство «КВЩ». - 2005 /


***************************************





Занимаясь поиском материалов о Володе,  я нашел в Интернете несколько видеоматериалов, на которых он запечатлен.  Две  приведенные здесь фотографии Владимира  я "вытащил" с видео на YouTube
, ссылку на который я даю ниже.  



Первый видеофрагмент связан с торжественным мероприятием в ОКБ Антонова 16 декабря 1994 года, когда из сборочного цеха выкатывали  Ан-70 для первого полета. Оператор крупным планом снял на несколько секунд кабину пилотов и на месте второго пилота мы можем увидеть улыбающееся лицо Володи Лысенко. Этот видеофрагмент можно посмотреть или скачать с  YouTube по  ссылке http://www.youtube.com/watch?v=zKjcl5eRB_4&feature=related





Второй видеофрагмент  также связан с первым полетом АН-70 16 декабря 1994г. Там  мы увидим Владимира уже после первого полета в зале,  где была пресс-конференция. Он здоровается с друзьми в зале и принимает поздравления, а затем групповой снимок  всего экипажа на память. Какие радостные и счастливые их лица!  Этот видеофрагмент можно также посмотреть или скачать с  YouTube по  ссылке http://www.youtube.com/watch?v=op6fQtvnlmE&feature=related







Фрагменты с Володей длятся не так долго, но теперь понятно насколько ценны эти снимки живых еще людей.  Обращаюсь к нашим однокашникам из Киева, с ОКБ Антонова. Возможно есть хорошие цветные фотки того мероприятия, на которых запечатлен Володя. Прошу вас поделиться с нами такими фотками.

 
Системный администратор сайта 
Часовской Евгений, гр.163А