ХАИ  –  ЭТО  ИСТОРИЯ,  НАСТОЯЩЕЕ  И  БУДУЩЕЕ

(Статья из буклета к встрече выпускников 2006г.)
 
Кривцов В.
B.C. Кривцов

Ректор Национального аэрокосмического университета
 им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт»
 заслуженный деятель науки и техники Украины,
 лауреат Государственной премии Украины,
 доктор технических наук, профессор.
 
 
 Украина - одна из немногих стран мира, в которых создается и производится авиационная и  космическая техника. Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е.Жуковского «Харьковский авиационный институт» - единственный в Украине и один из самых больших в Европе вузов в системе государственного образования, который готовит специалистов по всем направлениям аэрокосмической науки и техники, наукоемкого машиностроения, информационных технологий, радиотехники и электроники, экономики, менеджмента и др.
 
Харьковский авиационный институт был основан в 1930 году и вначале имел в своем составе два факультета - самолетостроительный и двигателестроительный. На момент основания в ХАИ было всего 12 преподавателей и 69 студентов. Развитие института шло чрезвычайно быстрыми темпами. Уже в 1932 году взлетел первый в Европе пассажирский самолет с выдвижным шасси ХАИ-1, разработанный преподавателями и студентами - дипломниками ХАИ. На самолетах и планерах, созданных в стенах института, устанавливались мировые рекорды. В 1935 году А.М.Люлькой был спроектирован первый отечественный турбореактивный двигатель. С ноября 1937г. в ХАИ работала группа, которая проектировала первые ракеты. В начале 40-х годов в институте было уже свыше 1000 студентов, плодотворно работало исследовательское конструкторское бюро, активно проводились научные исследования.
 
Развитие института было прервано нападением фашистской Германии на СССР. Свыше 500 преподавателей и студентов ХАИ воевали на фронте, в боевых действиях принимали участие разработанные в институте бомбардировщики. В связи с оккупацией Харькова институт был эвакуирован в Казань, где он продолжал готовить специалистов для, авиационной промышленности. В те военные годы студентов старших курсов направляли на инженерные должности оборонных предприятий. Многие из них были награждены орденами и медалями за успехи в организации производства боевой техники. В 1944 г. после освобождения родного города институт вернулся в Харьков.
Обновление разрушенных корпусов ХАИ заняло почти 8 лет. Одновременно совершенствовался учебный процесс, создавались новые кафедры, расширялась программа научных исследований.
Учитывая перспективы развития авиационной науки и потребности авиационной промышленности, институт начал подготовку инженерных кадров по новой технике в отрасли воздушно-реактивных двигателей, а позднее, в 1948г., - по ракетным двигателям. Это привело к изменению структур кафедр и необходимости подготовки преподавателей по новым специальностям. В 1947г. была создана кафедра спецмашин, которую возглавил академик АН УССР Г.Ф.Проскура. Под его руководством преподаватели кафедры: В.М.Ершов, О.И.Борисенко, А.Г.Цупко, Д.А.Мунштуков и другие занимались разработкой проектов воздушно-реактивных двигателей и давали студентам знания по новой технике. В 1950г. кафедра выпустила первую группу инженеров. Параллельно с преподаванием курса по воздушно-реактивным двигателям на кафедре велась подготовка и преподавание курса по ракетным двигателям. В 1948г. кафедра авиадвигателей была разделена на две кафедры: теории авиационных двигателей, которую возглавил И.П. Голдаев, и конструкции авиационных двигателей, - ее заведующим стал И.А.Беличенко. Веление времени требовало и других преобразований. В частности, в 1952г. кафедра спецмашин была преобразована в кафедру газотермодинамики и реактивных двигателей, которую возглавил О.И. Борисенко.
 
В конце 40-х годов были проведены первые исследования по штамповке с использованием энергии взрыва. В 1953г. в ХАИ начались работы по созданию реактивных горелок для бурения твердых пород, построена аэродинамическая труба. В связи с развитием ракетной техники начали готовить специалистов по ее проектированию и производству.
В 1959г. открыли радиотехнический факультет, который начал подготовку специалистов по системам управления радиотехнических систем летательных аппаратов. Этим была завершена работа по формированию института как единого центра по подготовке кадров для проектирования и производства летательных аппаратов, двигателей, систем управления и радиотехнических систем летательных аппаратов.
 
В 60-е годы в ХАИ была создана лаборатория по использованию импульсных источников энергии в промышленности, а также лаборатория по исследованию длительной прочности авиационных конструкций. Начало работу студенческое конструкторское бюро, которое за время своего существования создало свыше 30 образцов самолетов. В 1966г. согласно приказу Министра высшего и среднего образования № 360 ХАИ получил статус базового вуза СССР. В этом же году было организовано подготовительное отделение. Специализация института постоянно расширялась.
 
В 1977г. на базе радиотехнического факультета были созданы два факультета: систем управления летательных аппаратов и радиотехнических систем летательных аппаратов. А в 1980г. начал действовать факультет летательных аппаратов ракетно-космического направления. Одновременно продолжалось развитие материально-технической базы. Было завершено строительство комплекса аэродинамических труб, построены новые учебные корпуса и общежития, спорткомплекс, база отдыха в Крыму. За выдающиеся успехи в научных исследованиях и в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов в 1978г. институту присвоено имя Н.Е. Жуковского, а в1980 г. ХАИ награжден орденом Ленина. Харьковский авиационный институт в 80-е годы развивался интенсивно и комплексно. Материальная база позволяла проводить учебный процесс в одну смену для 7,5 тысяч студентов стационара. Существенное развитие имело место и в научно-исследовательских подразделениях: был создан единственный в Украине аэродинамический комплекс, в который входила сверхзвуковая труба. В 1989г. начал действовать Научно-исследовательский институт проблем физического моделирования режимов полета самолетов; развивались исследования в отрасли композиционных материалов, импульсные и плазменные технологии обработки материалов и многое другое. Была решена проблема 100%-ого обеспечения студентов общежитиями, питанием, создана хорошая спортивно-оздоровительная инфраструктура, автономная теплоэнергетика.
 
С момента основания в 1991г. независимой Украины ХАИ стал единственным институтом страны, который осуществлял комплексную подготовку специалистов для авиационно-космической отрасли. В 1992г. ХАИ возобновил обучение иностранных граждан, в связи с требованиями времени был создан факультет экономики и менеджмента. Тогда же в учебные программы было включено изучение интегрированных программных комплексов CAD/CAM/CAE: UNIGRAPHICS, ADEM, EUCLID, COSMOS и др.., что обеспечило в дальнейшем высокий уровень подготовки в сфере информационных технологий выпускников вуза. В августе 1998г. на базе Харьковского авиационного института был создан Государственный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт».
 
Указом Президента Украины от 11 сентября 2000г. № 1059/2000 Государственному аэрокосмическому университету им. Н. Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт» был присвоен статус национального вуза - «Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт »».
 
В соответствии с решением Государственной аккредитационной комиссии Украины от 4 июля 2001г. университет признан аккредитованным по статусу высшего учебного заведения образования IV уровня в полном объеме. Одновременно, в связи с переходом страны в новые экономические условия, коллектив решал некоторые довольно сложные проблемы, связанные с изменениями в стратегии образовательной деятельности.
 
В новых экономических условиях возникла необходимость в изменении структуры направлений образовательной деятельности и соответствующих объемов подготовки специалистов. Эту проблему мы решаем, исходя из анализа состояния и перспектив развития авиационной и ракетно-космической отраслей Украины. Наша страна сохраняет мировые приоритеты в авиационной и ракетно-космической отраслях: за последние годы взлетели в небо созданные в Украине самолеты Ан-70, Ан-140, Ан-148, реализуются международные космические проекты, расширяется развитие авиации общего назначения. Большие перспективы мы видим в развитии беспилотной авиации, в использовании авиационных методов проектирования и производства в других отраслях.
 
Наш университет продолжает развивать и совершенствовать систему подготовки специалистов по всем направлениям авиационного и ракетно-космического профилей, несколько сократив их объемы.
Мы открыли новые направления подготовки специалистов, которые нужны не только предприятиям аэрокосмической отрасли, но и наукоемкого машиностроения, системных исследований, управления проектами, прикладных проблем математики, радиотехники, психологии и т.д.
Сегодня мы предлагаем нашим поступающим 50 специальностей, причем половина из них - авиационно-космического профиля с объемом подготовки свыше 60%.
 
Самым важным заданием нашего коллектива в условиях перехода к рыночной экономике было создание стойкого экономического механизма хозяйствования, в первую очередь за счет увеличения объемов платных услуг в сфере образовательной и научной деятельности, поступления от которых позволяют обеспечить решение самых острых экономических проблем.
Важнейшим направлением в деятельности ХАИ в последние годы является развитие взаимовыгодного сотрудничества с авиационными, ракетно-космическими и другими предприятиями и конструкторскими бюро Украины и Российской Федерации. Это создание филиалов факультетов на базе главных предприятий отрасли: авиационных двигателей - в Запорожье на базе AT «Мотор Сич», самолетостроительного - в Киеве на базе АНТК им. O.K. Антонова; кафедр - в Днепропетровске в ГКБ «Южное» и на ПО «Южмаш», в Харькове - на авиационном заводе и корпорации «ФЭД». Это новые формы сотрудничества с пограничными областями России, с КБ им. Г.М. Бериева (г. Таганрог), с федеральными научными центрами в Саратове, Электрогорске, Обнинске, РКК «Энергия» и др.
 
Мы все увереннее выходим на международную арену. Впервые в Украине на практике реализована методика обучения магистров за рубежом (в Мексике). Этот опыт получает дальнейшее развитие и важное политическое значение и дает экономический эффект. Международные соглашения с университетами Штутгарта и Магдебурга (Германия), Пекинским и Нанкинским университетами (КНР), университетом г. Тампере (Финляндия), фирмою TNO (Нидерланды), авиационный проект Украины с фирмой HESA (Иран) и многие другие убеждают нас в том, что выпускников ХАИ достаточно высоко ценят за рубежом, и это повышает престиж образования нашей страны.
 
В связи с этим важнейшим направлением усовершенствования подготовки наших выпускников является гармонизация и оптимизация содержания образования - рациональное соотношение между фундаментальными и прикладными компонентами образования, абстрактными и конкретными знаниями, которые чрезвычайно быстро пополняются и развиваются. Именно поэтому наши выпускники должны уметь быстро оценить ситуацию и тенденции развития техники.
 
В условиях стремительного развития информационных технологий во всех сферах деятельности важным компонентом технического образования для нас должно стать создание всех условий для получения студентом необходимой информации, а сам он должен ее найти и уметь распространить. Особенно актуальным считаю умение наших аналитиков и методистов вносить в учебные планы изучение тех программных продуктов, которые не только обеспечат автоматизацию расчетов, проектирования или подготовки производства разработанных узлов или машин в целом, но и создадут возможности для быстрого и качественного изучения других программных комплексов в будущем.
 
Переход авиационной промышленности Украины и предприятий машиностроения на новые технологии проектирования на базе информационных CAD/CAM/CAE систем уже поставил перед нами достаточно сложную проблему быстрой перестройки учебного процесса с ориентацией на автоматизированное проектирование, подготовку и производство современной авиационной техники, потому что именно таким образом можно обеспечить сокращение затрат и сроков создания самолетов, повышение качества авиационных разработок.
 
В этих условиях наш университет разработал и реализует на практике идею системного внедрения разнообразных КИТ в учебный процесс, чтобы обеспечить высокий уровень подготовки специалистов для разных предприятий национального машиностроения, а также в рамках международной кооперации и сотрудничества государств, которые создают авиацию и ракетную технику. Важность задания, которое стоит перед нами, состоит в том, что сферы внедрения КИТ чрезвычайно широки: маркетинг, проектирование, подготовка производства и само производство, испытания, сертификация, эксплуатация и сервисное обслуживание, сбыт, а все это, безусловно, подчинено созданию компьютеризированных интегрированных производств.
 
Начав с создания в 1993 г. учебного центра по изучению системы CAD/CAM/CAE UNIGRAPHIC5, где сейчас проходят обучение студенты самолетостроительного, авиадвигателестроительного факультетов и факультета летательных аппаратов, которые осваивают работу с основными модулями системы: конструирование и модулирование, технология обработки и сборки, расчеты методом конечных элементов и др., мы за последние годы значительно расширили и усовершенствовали компьютерную базу и информационные сети, а также спектр интегрированных компьютерных систем.
Сейчас в учебном процессе задействованы такие системы, как ADEM, PRELUDE, КОМПАС, SOLID WORKS, ANSYS, COSMOS, NAS TR AN и многие другие.
 
В ХАИ разработана методология создания авиационной техники с применением систем UNIGRAPHICS, ANSYS, ADEM, КОМПАС, AutoCAD. Мы реализуем концепцию подготовки студентов, работников промышленности, науки и образования к работе в условиях компьютерных интегрированных производств.
 
Проведение работы по реализации концепции постоянного развития методологии компьютерных интегрированных технологий создания авиационной техники способствует интеграции университета с авиационными предприятиями и научно-исследовательскими центрами на базе современных систем CAD/CAM/CAE и корпоративных информационно-вычислительных систем, укреплению международных связей в учебной, научной и производственной деятельности.
 
Внедрение компьютерных интегрированных технологий, создание авиационной техники обеспечивает ее беспрерывную информационную поддержку на всех стадиях жизненного цикла в единой информационной среде для всех участников в сети INTERNET с использованием систем CAD/CAM/CAE/ PLM, возможность полного доступа со стороны заказчика, параллельное проектирование, полное компьютерное определение, создание интерактивных электронных технических руководств. Это, конечно, одно из стратегических направлений нашей деятельности.
 
Принципиально важной для всех нас на ближайшие годы является проблема интеграции в мировое образовательное сообщество. Ее стержнем, безусловно, является методическое и организационное обеспечение значительно увеличенных объемов самостоятельной работы студента. Откровенно говоря, нам нужно существенно модернизировать фундамент нашего образования, потому что нам всем следует переложить ответственность за результаты обучения и результаты образования с преподавателя на студента.
 
Важная проблема на пути обеспечения мирового уровня образования - качество учебных планов по направлениям и специальностям, которые должны быть доступны и понятны для абитуриентов, студентов, их родителей, а также иностранных граждан.
Внедрение результатов научно-исследовательских работ в учебный процесс - это одно крайне важное направление нашей деятельности на ближайшие годы. С этой целью мы должны больше привлекать студентов к творческой деятельности научных коллективов, а организационным центром этой работы должны стать заведующие кафедр - ведущие ученые и квалифицированные педагоги. Это позволит готовить специалистов высокого качества. Одновременно следует пересмотреть многое в тематике и планировании научных работ. Целесообразно привлечь студентов к НИР, предусмотренным планом второй половины дня преподавателей. Значительный резерв для этого - научные исследования аспирантов, дипломные проекты и выпускные работы магистров. Университет продолжает развиваться. В 1999 г. создан еще один факультет - гуманитарный. Сегодня в университете обучаются свыше 7000 студентов и 160 аспирантов, работают 700 преподавателей (из них - 95 профессоров, докторов наук, свыше 400 доцентов, кандидатов наук) и больше чем 2000 сотрудников. Среди преподавателей университета один лауреат Ленинской премии СССР, три лауреата Государственной премии СССР, 25 лауреатов Государственной премии Украины, 11 лауреатов премии Совета Министров СССР. Статус национального вуза постоянно требует от каждого из нас серьезного совершенствования всех направлений деятельности. В первую очередь это касается кадров, в частности, создания условий для закрепления в коллективе молодых специалистов с большим творческим потенциалом и их профессионального роста. Большое значение имеет для нас расширение творческих связей со специалистами ХАИ, которые работают в других организациях, в том числе за рубежом. В этом направлении первые положительные результаты уже приносит деятельность общественной организации «Международная ассоциация выпускников ХАИ», которая была создана в мае 1998г.
 
И, конечно, особенного внимания и заботы со стороны администрации и педагогического коллектива требуют студенты. Большинство из них сознательно и с желанием поступают в ХАИ, но не все представляют себе всю сложность тернистого пути от абитуриента до выпускника. Именно поэтому все содержание обучения, самостоятельной работы, воспитательного процесса мы должны направить на формирование y студентов чувства уверенности в своих силах, в своем будущем, создание в ХАИ атмосферы высокой деловой активности, профессионализма и взаимопомощи. Этому способствует яркая и самобытная жизнь наших студентов, в которой есть место и трудовым будням, и праздникам. Традиционными являются встречи выпускников ХАИ разных поколений, посещение предприятий, памятников истории и культуры, праздники факультетов и, конечно, День ХАИ, который мы празднуем в последнюю субботу мая.
 
Второе тысячелетие, безусловно, станет тысячелетием бурного развития авиации и космонавтики, межпланетных полетов, использования новых источников энергии. Все мы с уверенностью и оптимизмом смотрим в будущее и готовы решать новые задания, которые поставит время.

**********************