В феврале 2013 доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Госпремии Украины, почетный гражданин Харькова Владимир Кривцов отмечает ректорский юбилей.
15 лет он возглавляет Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт».
Однако сначала Владимир Кривцов поступил в Харьковский гидрометеорологический
техникум – настояли родители.
– Там я получил специальность техника-гидролога. Мне не было еще и 18 лет, а я
уже побывал в экспедициях на Урале и в Казахстане. Так что и в техникуме, и в
экспедициях я многому научился, – не жалеет о годах учебы в техникуме Владимир
Кривцов.
Но авиация была для Владимира Кривцова вне конкуренции, так что после техникума
он решил поступить в Харьковское летное училище. Но, как выяснилось, ростом не
вышел: максимальный рост для летчика-истребителя не должен был превышать
– Но в ХАИ легче поступить, чем учиться, – признается ректор. – Исторически в
этом вузе много отчисляли тех, кто не хотел учиться или переоценил свои
возможности. Мне учеба давалась нормально, успевал и отлично учиться, и
заниматься общественной работой и спортом.
А еще приходилось много работать. Зато по тем временам студент Владимир Кривцов
был почти богачом:
– За одну за ночь в ХТТУ на реконструкции трамвайных путей можно было
заработать 10 рублей, – улыбается ректор. – Для сравнения: студенческие свадьбы
отмечали, как правило, в ресторане «Родничок», и на нормальную свадьбу хватало
10 рублей с человека.
После окончания ХАИ Владимир Кривцов остался на кафедре прочности летательных
аппаратов.
– Мы занимались испытанием агрегатов и самолетов, – отмечает Владимир Кривцов.
– Это было обязательное требование при создании всех новых летательных
аппаратов: они сначала должны были пройти испытание в лаборатории. Тогда же в
ХАИ была разработана комплексная система автоматизации испытаний самолетов на
прочность, которая называлась «Харьков». Эта система использовалась, например,
при испытании сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Мы работали по
заказам ведущих КБ, в том числе и КБ Олега Антонова, центрального
аэрогидродинамического института. Позднее я занялся вопросами проектирования и
расчета на прочность конструкций из композиционных материалов: стеклопластика,
углепластика. По сравнению с традиционными металлами композиционные материалы
обладают меньшей массой, но характеристики прочности у них даже выше, чем у
стали. Антоновское КБ первым в СССР стало широко применять эти конструкции в
самолетах.
У молодого ученого также был опыт комсомольской и партийной работы. Владимир
Кривцов работал в комитете комсомола ХАИ, с 1978 по 1980 годы трудился
заместителем секретаря парткома ХАИ. В
– Я побывал практически во всех уголках Харькова и области, а когда в
В обкоме Владимир Кривцов трудился девять лет.
– У меня была реальная перспектива дальнейшей политической карьеры, но я
понимал: это не мое, – не скрывает Владимир Станиславович. – Я должен вернуться
в ХАИ и заниматься наукой.
В
– Но потом начался кошмар 90-х, – вспоминает Владимир Кривцов. – В те годы ХАИ
много потерял. Резко ухудшилось состояние научной и учебной базы, наши
сотрудники по полгода не получали зарплату, многие ученые уволились, причем не
пенсионеры, а самый качественный научный потенциал в возрасте от 30 до 40 лет.
До этого периода у нас в науке было штатных 1250 человек, сейчас – 400. Но,
слава богу, ведущие специалисты остались и научный потенциал мы сохранили.
В феврале 1998 года Владимира Кривцова назначили ректором ХАИ и он приступил к
наведению порядка по трем главным направлениям: кадровому, экономическому и
правовому. Проблем была масса, в том числе и весьма прозаических. В безденежных
90-х пришло в упадок и вузовское хозяйство: крыши протекали, были разрушены
заборы и на территории ХАИ – закрытого объекта – паслись козы.
Сейчас вуз восстановлен. А вот восстановить учебную, научную и
экспериментальную базы было намного сложнее: по словам ректора, после развала
Союза о науке на государственном уровне напрочь забыли. Например, уже второй
год правительство не выделяет деньги на энергоносители, и вузы находятся под
угрозой закрытия.
Однако ХАИ все также остается авторитетнейшим вузом страны. На 2012/2013
учебный год вуз набрал 1050 первокурсников по госзаказу и около 550
контрактников, причем половину из них – за деньги предприятий. Каждый год
растет число иностранных студентов. Сегодня в ХАИ учится около 1500
иностранцев, 80% из них по направлению «авиация и космонавтика» – как поясняет
ректор, за границей хотят развивать авиацию и ракетно-космическую технику.
ХАИ – один из ведущих вузов в Украине по количеству международных грантов и
договоров.
– ХАИ очень ценят за рубежом, – гордится Владимир Кривцов. – Мы проводим
совместную подготовку специалистов с итальянцами, немцами, шведами. Делаем
проекты для европейского аэрокосмического агентства. На днях к нам приезжали
послы Бразилии и Индии: ХАИ будет готовить специалистов для этих стран. У нас
заключены суперпроекты с партнерами из Китая.
В ХАИ выполняют международные проекты по подготовке магистров и докторов наук в
Мексике, действует научная программа с Магдебургским университетом
Отто-фон-Герике и концерном «Фольксваген», заключены контракты по подготовке
магистров и докторов наук для авиастроительной иранской фирмы HESA.
Выпускники университета объединены в Международную ассоциацию выпускников ХАИ,
которую возглавляет Владимир Кривцов. Ассоциация поддерживает связь с
«хаевцами» во всех странах мира, помогает родному университету в учебном
процессе и социальной сфере.
Кроме того, уже 14 лет Владимир Кривцов заведует кафедрой технологии
производства летательных аппаратов. Он создал новое научное направление –
информационные технологии в производстве авиационной техники. Является научным
консультантом четырех докторов наук.
Из досье «ВХ»
Владимир Станиславович Кривцов – член
Комитета по государственным премиям Украины в области науки и техники, член
бюро Северо-Восточного научного центра НАН Украины, главный редактор журнала
«Авиационно-космическая техника и технология», председатель
научно-методического совета Министерства образования и науки Украины по
направлению «Авиация и космонавтика». Среди ведомственных и правительственных
наград – Государственная премия Украины в области науки и техники (
Гость «Прямой телефонной линии» – ректор Национального аэрокосмического университета им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт», доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Госпремии Украины, Почетный гражданин Харькова Владимир Кривцов.
– В начале нашей встречи хочу поздравить всех харьковчан с Днем авиации и космонавтики. Очень важно, что Харьков был и остается одним из центров авиационной и космической науки, техники и образования не только в Украине, но и за рубежом. Хотел бы поблагодарить редакцию «Вечернего Харькова» за приглашение участвовать в «Прямой линии». Для меня это очень почетно, – начал общение с читателями Владимир Кривцов.
– Здравствуйте, Владимир Станиславович. Меня зовут Сергей. Я считаю ХАИ
самым серьезным техническим вузом. Скажите, пожалуйста, в каких международных
научных и образовательных проектах работает университет?
– В первую очередь мы делаем проекты для наших коллег и партнеров в Украине: в
Харькове, Киеве, Запорожье, Днепропетровске. У нас только по государственному
заказу утверждены около 70 тем. За годы независимости Украины коллективы наших
ученых получили пять Государственных премий в области науки и техники. А что
касается наших международных разработок – их можно перечислять бесконечно. Наши
партнеры знают, что мы сделаем все четко и надежно. ХАИ является одним из
ведущих вузов в Украине по количеству международных грантов, договоров, причем
в основном с развитыми европейскими странами. Главные из них – научные
разработки, связанные с методами проектирования, расчетов, создания технологий
не только самолетов, но и ракетно-космической техники. Мы сделали, например, в
металле два проекта для европейского аэрокосмического агентства: ионоплазменный
двигатель для европейского космического аппарата и систему двухфазной
термостабилизации – тоже для космического объекта. У нас совместные проекты с
Туринским политехническим университетом: мы открыли совместный факультет по
аэрокосмической инженерии; совместный факультет компьютерных наук и логистики в
вузе Германии. Сейчас открываем ряд специальностей в Стокгольмском королевском
технологическом университете, причем в Швеции иностранные студенты учатся
бесплатно. В этом году за деньги государства мы отправили студентов в разные
страны Европы и в США.
– А как ХАИ выглядит в научном мире?
– Мы буквально каждую неделю принимаем различные делегации, проводим
международные семинары. Каждый год около 300 наших специалистов бывают за
границей в связи с разработкой проектов. Недавно меня приглашало
представительство «Боинга» в Москве – там работают больше ста выпускников ХАИ
-- причем не менеджерами, а конструкторами и проектировщиками. К сожалению, в
Украине представительства «Боинга» нет, и я предлагал создать в Харькове
филиал.
Когда мы со специалистами бываем за границей – приятно видеть, что во многих
странах знают и уважают наших выпускников. Кстати, у нас с каждым годом растет
число иностранных студентов. Сегодня в ХАИ учатся больше 1100 иностранцев:
практически каждый седьмой наш студент – из зарубежья. Очень важно, что 80% из
них обучаются по направлению «авиация и космонавтика». Сейчас все чаще
приходится слышать, что авиация нашей стране не нужна. Поэтому показательно,
что за границей хотят развивать авиацию и ракетно-космическую технику и едут к
нам учиться. В Украине фундаментальная инженерия, технические науки
деградируют, а за границей, наоборот, все больше пользуются спросом.
– Здравствуйте, Владимир Станиславович. Меня зовут Ирина. Я слышала, что у
вас есть любимый самолет. А чем он вам нравится?
– У меня немало любимых самолетов, но тот, что больше всего по сердцу – «Мрiя»
– АН-225. Когда в 2001 году в международном аэрокосмическом салоне «Бурже» под
Парижем взлетела «Мрiя», присутствующие девяти офисов Airbus и стольких же
офисов «Боинга» прекратили пить кофе, вышли прямо к полосе, чтобы посмотреть на
этот самолет. Эта махина – по три двигателя на каждой консоли крыла – летела
над полосой так, будто стояла на месте. Когда самолет пошел на посадку –
американцы и европейские представители Airbus подошли к маленькому офису
Украины и начали нас поздравлять. Подобного самолета до сих пор никто не
создал.
В ХАИ работает научно-исследовательский институт проблем физического
моделирования режимов полета, который, как и весь наш аэродинамический
комплекс, признан объектом национального научного достояния Украины. А если
говорить о любимом самолете вуза – каждый хаевец назовет «ХАИ-1» с убирающимся
шасси, разработанный преподавателями и студентами-дипломниками в
– Добрый день, Владимир Станиславович. Меня зовут Елена Витальевна. Вы
выпускаете специалистов самолетостроения и аэрокосмической техники. Скажите,
пожалуйста, а какое им находится применение? В космос мы сегодня не летаем –
Украина мало принимает в этом участия.
– Мы выпускаем столько же специалистов, как и в Советское время – 1500 человек
в год. И на них постоянно образуется очередь из работодателей. Мы распределяем
даже контрактников. К примеру, подписан крупный договор с российской компанией
«Волга-Днепр». На этом ведущем не только в Украине и России, но и на мировом
уровне предприятии работают сегодня 26 тысяч человек. Каждый год ХАИ планирует
предоставлять предприятию 200 молодых специалистов. Кроме того, мы направляем
наших специалистов в фирмы, которые разрабатывают и производят в Украине
авиационную технику (таких предприятий в Украине как минимум 30), сотрудничаем
в этом направлении с нашими постоянными партнерами: ФЭДом, «Коммунаром»,
ХАРТРОНом, заводом им. Малышева, ПО «Турбоатом» и многими другими. На ФЭДе,
например, где делают агрегаты авиационных двигателей, ребята после нашей
кафедры «технология производства летательных аппаратов» через два года работы
получают в месяц 15 тыс. грн. А что касается космоса -- сейчас на орбите
находится наш выпускник Олег Кононенко, он капитан международного экипажа, в
составе которого – американец и голландец. Это его второй полет, первый раз он
прошел отбор как бортинженер.
– Здравствуйте, Владимир Станиславович. Меня зовут Антон. Возможно, я стану
студентом вашего университета. У меня к вам несколько вопросов. Я слышал, у вас
открылась новая специальность – по-моему, называется «защита информации». Я
хотел бы узнать, будут ли по ней бюджетные места.
– Заявку на госзаказ мы отдали еще в конце осени. Но количество бюджетных мест
станет известно только в середине июля, когда все абитуриенты подадут
документы. Вообще же я считаю, что всех нужно учить бесплатно. А если человек
учится на контракте в государственном вузе – он должен иметь право заработать
стипендию. Если госзаказа не будет, а студент на контрактном отделении хорошо
учится – мы находим способы поощрения таких ребят.
– У меня еще есть вопрос. Я знаю, у вас есть специальность, которая
преподается на английском языке.
– У нас практически все профильные специальности, по желанию студента,
преподаются на одном из трех языков: русском, украинском и английском. Примерно
половина наших выпускников свободно владеют английским. Как-то пришли ко мне
два студента из Львова. Спрашиваю: «На каком языке вы обучаетесь?» -- Они
отвечают: «На русском. Потому что в авиации есть только два языка: английский и
русский, а мы хотим быть авиаторами».
– Спасибо вам большое. Надеюсь, что буду учиться в ХАИ.
– Здравствуйте, Владимир Станиславович. Меня зовут Марина. Вы всю жизнь
занимались конструированием. Скажите, пожалуйста, довелось ли ректору ХАИ
самому поднимать летательный аппарат в воздух?
– Лет в 14 я был чемпионом Харьковской области по свободно летающей модели
планера (хаевцы выступали вне конкурса). Я сделал планер и запустил его – и мне
предложили полететь на Волчанском аэродроме на планере «БРО-2». Самолет
интересный: биплан, с пружиной, без колес, с двумя опорами на консолях крыла и
маленьким колесиком на хвосте.
– Страшно, наверное, было?
– Конечно, страшно. Я поднялся на высоту около
Кстати, наш вуз и «Вечерний Харьков» связывают давние
отношения. В свое время газета первой опубликовала снимок гидросамолета
сотрудника СКБ «ХАИ» Иосифа Немана, когда он запустил его в Лозовеньках, еще до
получения официальных разрешений на самолет.
Личное дело
Владимир Станиславович Кривцов родился 12
декабря 1946 года в г. Волчанске Харьковской области. Мать – учительница
младших классов, отец – начальник планового отдела на кирпичном заводе. В