Владимир Кривцов еще в детстве увлекся самолетами

(Статья в газете "Вечерний Харьков" 16 февраля 2013 г. в рубрике "Почетные харьковчане" - автор  Марина Ефанова )
http://vecherniy.kharkov.ua/news/74469/
 

Кривцов В.С.

В феврале 2013 доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Госпремии Украины, почетный гражданин Харькова Владимир Кривцов отмечает ректорский юбилей.

15 лет он возглавляет Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт».

  

С детства манила высота

Наверное, шансов не связать свою жизнь с авиацией у Владимира Кривцова просто не было. С детства будущий конструктор увлекался самолетами и даже сам мастерил их.

– С начальных классов школы занимался в Волчанском доме пионеров в кружке авиамоделизма, – рассказывает Владимир Станиславович. – А еще в Волчанске была летная школа ДОСААФ, где летчики проходили переподготовку на учебно-тренировочных самолетах Як-18, Л-29. И я с раннего детства мечтал стать летчиком.

Впервые Владимир Кривцов поднялся в небо лет в девять: отец взял его с собой в командировку в Харьков. После воздушного путешествия Владимир Кривцов еще больше увлекся самолетами. Первый летательный аппарат, который принес юному авиастроителю успех, он создал, когда ему было 14 лет.

– На соревнованиях в Коротиче я стал чемпионом Харьковской области среди школьников по свободно летающей модели планера: планер, который я склеил из набора «Юный техник», показал самые высокие результаты, – вспоминает Владимир Станиславович.

Он не собирался изменять небу

Однако сначала Владимир Кривцов поступил в Харьковский гидрометеорологический техникум – настояли родители.

– Там я получил специальность техника-гидролога. Мне не было еще и 18 лет, а я уже побывал в экспедициях на Урале и в Казахстане. Так что и в техникуме, и в экспедициях я многому научился, – не жалеет о годах учебы в техникуме Владимир Кривцов.

Но авиация была для Владимира Кривцова вне конкуренции, так что после техникума он решил поступить в Харьковское летное училище. Но, как выяснилось, ростом не вышел: максимальный рост для летчика-истребителя не должен был превышать 185 см, а Владимир Кривцов на 8 сантиметров перерос стандарты. Впрочем, абитуриент не опустил руки, а поступил в ХАИ.

«В ХАИ легче поступить, чем учиться»

– Но в ХАИ легче поступить, чем учиться, – признается ректор. – Исторически в этом вузе много отчисляли тех, кто не хотел учиться или переоценил свои возможности. Мне учеба давалась нормально, успевал и отлично учиться, и заниматься общественной работой и спортом.

А еще приходилось много работать. Зато по тем временам студент Владимир Кривцов был почти богачом:

– За одну за ночь в ХТТУ на реконструкции трамвайных путей можно было заработать 10 рублей, – улыбается ректор. – Для сравнения: студенческие свадьбы отмечали, как правило, в ресторане «Родничок», и на нормальную свадьбу хватало 10 рублей с человека.

После окончания ХАИ Владимир Кривцов остался на кафедре прочности летательных аппаратов.

– Мы занимались испытанием агрегатов и самолетов, – отмечает Владимир Кривцов. – Это было обязательное требование при создании всех новых летательных аппаратов: они сначала должны были пройти испытание в лаборатории. Тогда же в ХАИ была разработана комплексная система автоматизации испытаний самолетов на прочность, которая называлась «Харьков». Эта система использовалась, например, при испытании сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Мы работали по заказам ведущих КБ, в том числе и КБ Олега Антонова, центрального аэрогидродинамического института. Позднее я занялся вопросами проектирования и расчета на прочность конструкций из композиционных материалов: стеклопластика, углепластика. По сравнению с традиционными металлами композиционные материалы обладают меньшей массой, но характеристики прочности у них даже выше, чем у стали. Антоновское КБ первым в СССР стало широко применять эти конструкции в самолетах.

Беспризорников в те годы не было

У молодого ученого также был опыт комсомольской и партийной работы. Владимир Кривцов работал в комитете комсомола ХАИ, с 1978 по 1980 годы трудился заместителем секретаря парткома ХАИ. В 1980 г. Владимира Кривцова утвердили инструктором отдела науки и учебных заведений Харьковского обкома Компартии Украины, затем он работал заместителем заведующего и заведующим отделом науки и учебных заведений.

– Я побывал практически во всех уголках Харькова и области, а когда в 1986 г. в отдел науки было передано еще и здравоохранение и социальное обеспечение, на отделе замыкались практически все гуманитарные вопросы, – рассказывает Владимир Кривцов. – Тогда ни в городе, ни в селе не было детей, которые бы не учились, а болтались по улицам: все они были под контролем. Одним из важнейших направлений нашей работы было строительство детских садов и школ: там, где строилось жилье, обязательно предусматривались учебные заведения. В те годы среди ответственных партийных работников непорядочных людей были единицы, да и то их быстро выгоняли. К образованию и науке тогда относились очень серьезно, по-государственному.

В обкоме Владимир Кривцов трудился девять лет.

– У меня была реальная перспектива дальнейшей политической карьеры, но я понимал: это не мое, – не скрывает Владимир Станиславович. – Я должен вернуться в ХАИ и заниматься наукой.

После развала Союза о науке забыли

В 1989 г. Владимир Кривцов занял в ХАИ освободившуюся должность проректора по научной работе. В то время вуз был на взлете: имея хоздоговоров на сумму около 25 млн рублей (рубль тогда стоил больше доллара), институт мог позволить себе колоссальные научные разработки.

– Но потом начался кошмар 90-х, – вспоминает Владимир Кривцов. – В те годы ХАИ много потерял. Резко ухудшилось состояние научной и учебной базы, наши сотрудники по полгода не получали зарплату, многие ученые уволились, причем не пенсионеры, а самый качественный научный потенциал в возрасте от 30 до 40 лет. До этого периода у нас в науке было штатных 1250 человек, сейчас – 400. Но, слава богу, ведущие специалисты остались и научный потенциал мы сохранили.

В феврале 1998 года Владимира Кривцова назначили ректором ХАИ и он приступил к наведению порядка по трем главным направлениям: кадровому, экономическому и правовому. Проблем была масса, в том числе и весьма прозаических. В безденежных 90-х пришло в упадок и вузовское хозяйство: крыши протекали, были разрушены заборы и на территории ХАИ – закрытого объекта – паслись козы.

Сейчас вуз восстановлен. А вот восстановить учебную, научную и экспериментальную базы было намного сложнее: по словам ректора, после развала Союза о науке на государственном уровне напрочь забыли. Например, уже второй год правительство не выделяет деньги на энергоносители, и вузы находятся под угрозой закрытия.

Однако ХАИ все также остается авторитетнейшим вузом страны. На 2012/2013 учебный год вуз набрал 1050 первокурсников по госзаказу и около 550 контрактников, причем половину из них – за деньги предприятий. Каждый год растет число иностранных студентов. Сегодня в ХАИ учится около 1500 иностранцев, 80% из них по направлению «авиация и космонавтика» – как поясняет ректор, за границей хотят развивать авиацию и ракетно-космическую технику.

ХАИ – один из ведущих вузов в Украине по количеству международных грантов и договоров.

– ХАИ очень ценят за рубежом, – гордится Владимир Кривцов. – Мы проводим совместную подготовку специалистов с итальянцами, немцами, шведами. Делаем проекты для европейского аэрокосмического агентства. На днях к нам приезжали послы Бразилии и Индии: ХАИ будет готовить специалистов для этих стран. У нас заключены суперпроекты с партнерами из Китая.

В ХАИ выполняют международные проекты по подготовке магистров и докторов наук в Мексике, действует научная программа с Магдебургским университетом Отто-фон-Герике и концерном «Фольксваген», заключены контракты по подготовке магистров и докторов наук для авиастроительной иранской фирмы HESA.

Выпускники университета объединены в Международную ассоциацию выпускников ХАИ, которую возглавляет Владимир Кривцов. Ассоциация поддерживает связь с «хаевцами» во всех странах мира, помогает родному университету в учебном процессе и социальной сфере.

Кроме того, уже 14 лет Владимир Кривцов заведует кафедрой технологии производства летательных аппаратов. Он создал новое научное направление – информационные технологии в производстве авиационной техники. Является научным консультантом четырех докторов наук.
 
Из досье «ВХ»

Владимир Станиславович Кривцов – член Комитета по государственным премиям Украины в области науки и техники, член бюро Северо-Восточного научного центра НАН Украины, главный редактор журнала «Авиационно-космическая техника и технология», председатель научно-методического совета Министерства образования и науки Украины по направлению «Авиация и космонавтика». Среди ведомственных и правительственных наград – Государственная премия Украины в области науки и техники (2001 г.); почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники Украины» (2005 г.); почетное звание Украины «Заслуженный работник ракетно-космической отрасли» (2005 г.); орден «За заслуги» III степени (2007 г.); медаль «За трудовую доблесть» (1980 г.).

 ================================================================================================

Чему и как учат в ХАИ

(Статья в газете "Вечерний Харьков" 22 апреля 2013 г. в рубрике гости «Прямой телефонной линии»  - автор  Марина Ефанова )
http://vecherniy.kharkov.ua/news/62395

Кривцов В.

Гость «Прямой телефонной линии» – ректор Национального аэрокосмического университета им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт», доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Госпремии Украины, Почетный гражданин Харькова Владимир Кривцов.


– В начале нашей встречи хочу поздравить всех харьковчан с Днем авиации и космонавтики. Очень важно, что Харьков был и остается одним из центров авиационной и космической науки, техники и образования не только в Украине, но и за рубежом. Хотел бы поблагодарить редакцию «Вечернего Харькова» за приглашение участвовать в «Прямой линии». Для меня это очень почетно, – начал общение с читателями Владимир Кривцов.

«Наши партнеры знают, что мы сделаем все надежно»

– Здравствуйте, Владимир Станиславович. Меня зовут Сергей. Я считаю ХАИ самым серьезным техническим вузом. Скажите, пожалуйста, в каких международных научных и образовательных проектах работает университет?

– В первую очередь мы делаем проекты для наших коллег и партнеров в Украине: в Харькове, Киеве, Запорожье, Днепропетровске. У нас только по государственному заказу утверждены около 70 тем. За годы независимости Украины коллективы наших ученых получили пять Государственных премий в области науки и техники. А что касается наших международных разработок – их можно перечислять бесконечно. Наши партнеры знают, что мы сделаем все четко и надежно. ХАИ является одним из ведущих вузов в Украине по количеству международных грантов, договоров, причем в основном с развитыми европейскими странами. Главные из них – научные разработки, связанные с методами проектирования, расчетов, создания технологий не только самолетов, но и ракетно-космической техники. Мы сделали, например, в металле два проекта для европейского аэрокосмического агентства: ионоплазменный двигатель для европейского космического аппарата и систему двухфазной термостабилизации – тоже для космического объекта. У нас совместные проекты с Туринским политехническим университетом: мы открыли совместный факультет по аэрокосмической инженерии; совместный факультет компьютерных наук и логистики в вузе Германии. Сейчас открываем ряд специальностей в Стокгольмском королевском технологическом университете, причем в Швеции иностранные студенты учатся бесплатно. В этом году за деньги государства мы отправили студентов в разные страны Европы и в США.

Ректор ХАИ побывал на Байконуре: фоторепортаж

– А как ХАИ выглядит в научном мире?

– Мы буквально каждую неделю принимаем различные делегации, проводим международные семинары. Каждый год около 300 наших специалистов бывают за границей в связи с разработкой проектов. Недавно меня приглашало представительство «Боинга» в Москве – там работают больше ста выпускников ХАИ -- причем не менеджерами, а конструкторами и проектировщиками. К сожалению, в Украине представительства «Боинга» нет, и я предлагал создать в Харькове филиал.

Когда мы со специалистами бываем за границей – приятно видеть, что во многих странах знают и уважают наших выпускников. Кстати, у нас с каждым годом растет число иностранных студентов. Сегодня в ХАИ учатся больше 1100 иностранцев: практически каждый седьмой наш студент – из зарубежья. Очень важно, что 80% из них обучаются по направлению «авиация и космонавтика». Сейчас все чаще приходится слышать, что авиация нашей стране не нужна. Поэтому показательно, что за границей хотят развивать авиацию и ракетно-космическую технику и едут к нам учиться. В Украине фундаментальная инженерия, технические науки деградируют, а за границей, наоборот, все больше пользуются спросом.

Любимый самолет произвел фурор

– Здравствуйте, Владимир Станиславович. Меня зовут Ирина. Я слышала, что у вас есть любимый самолет. А чем он вам нравится?

– У меня немало любимых самолетов, но тот, что больше всего по сердцу – «Мрiя» – АН-225. Когда в 2001 году в международном аэрокосмическом салоне «Бурже» под Парижем взлетела «Мрiя», присутствующие девяти офисов Airbus и стольких же офисов «Боинга» прекратили пить кофе, вышли прямо к полосе, чтобы посмотреть на этот самолет. Эта махина – по три двигателя на каждой консоли крыла – летела над полосой так, будто стояла на месте. Когда самолет пошел на посадку – американцы и европейские представители Airbus подошли к маленькому офису Украины и начали нас поздравлять. Подобного самолета до сих пор никто не создал.

В ХАИ работает научно-исследовательский институт проблем физического моделирования режимов полета, который, как и весь наш аэродинамический комплекс, признан объектом национального научного достояния Украины. А если говорить о любимом самолете вуза – каждый хаевец назовет «ХАИ-1» с убирающимся шасси, разработанный преподавателями и студентами-дипломниками в 1932 г. Он был лучшим скоростным самолетом в Европе, и я считаю: с точки зрения характеристик, он был лучшим и в мире. Вообще же, аэродинамика наших самолетов, созданных и в бывшем Советском Союзе, и тех, которые проектируются сейчас, признается всеми авиационными фирмами в мире как одна из лучших.

В ХАИ – очередь на специалистов

– Добрый день, Владимир Станиславович. Меня зовут Елена Витальевна. Вы выпускаете специалистов самолетостроения и аэрокосмической техники. Скажите, пожалуйста, а какое им находится применение? В космос мы сегодня не летаем – Украина мало принимает в этом участия.

– Мы выпускаем столько же специалистов, как и в Советское время – 1500 человек в год. И на них постоянно образуется очередь из работодателей. Мы распределяем даже контрактников. К примеру, подписан крупный договор с российской компанией «Волга-Днепр». На этом ведущем не только в Украине и России, но и на мировом уровне предприятии работают сегодня 26 тысяч человек. Каждый год ХАИ планирует предоставлять предприятию 200 молодых специалистов. Кроме того, мы направляем наших специалистов в фирмы, которые разрабатывают и производят в Украине авиационную технику (таких предприятий в Украине как минимум 30), сотрудничаем в этом направлении с нашими постоянными партнерами: ФЭДом, «Коммунаром», ХАРТРОНом, заводом им. Малышева, ПО «Турбоатом» и многими другими. На ФЭДе, например, где делают агрегаты авиационных двигателей, ребята после нашей кафедры «технология производства летательных аппаратов» через два года работы получают в месяц 15 тыс. грн. А что касается космоса -- сейчас на орбите находится наш выпускник Олег Кононенко, он капитан международного экипажа, в составе которого – американец и голландец. Это его второй полет, первый раз он прошел отбор как бортинженер.

Учеба в государственном вузе должна быть бесплатной

– Здравствуйте, Владимир Станиславович. Меня зовут Антон. Возможно, я стану студентом вашего университета. У меня к вам несколько вопросов. Я слышал, у вас открылась новая специальность – по-моему, называется «защита информации». Я хотел бы узнать, будут ли по ней бюджетные места.

– Заявку на госзаказ мы отдали еще в конце осени. Но количество бюджетных мест станет известно только в середине июля, когда все абитуриенты подадут документы. Вообще же я считаю, что всех нужно учить бесплатно. А если человек учится на контракте в государственном вузе – он должен иметь право заработать стипендию. Если госзаказа не будет, а студент на контрактном отделении хорошо учится – мы находим способы поощрения таких ребят.

– У меня еще есть вопрос. Я знаю, у вас есть специальность, которая преподается на английском языке.

– У нас практически все профильные специальности, по желанию студента, преподаются на одном из трех языков: русском, украинском и английском. Примерно половина наших выпускников свободно владеют английским. Как-то пришли ко мне два студента из Львова. Спрашиваю: «На каком языке вы обучаетесь?» -- Они отвечают: «На русском. Потому что в авиации есть только два языка: английский и русский, а мы хотим быть авиаторами».

– Спасибо вам большое. Надеюсь, что буду учиться в ХАИ.

В летчики не взяли из-за роста

– Здравствуйте, Владимир Станиславович. Меня зовут Марина. Вы всю жизнь занимались конструированием. Скажите, пожалуйста, довелось ли ректору ХАИ самому поднимать летательный аппарат в воздух?

– Лет в 14 я был чемпионом Харьковской области по свободно летающей модели планера (хаевцы выступали вне конкурса). Я сделал планер и запустил его – и мне предложили полететь на Волчанском аэродроме на планере «БРО-2». Самолет интересный: биплан, с пружиной, без колес, с двумя опорами на консолях крыла и маленьким колесиком на хвосте.

– Страшно, наверное, было?

– Конечно, страшно. Я поднялся на высоту около 150 метров, летел над лугом, речкой, пасущимися коровами. Вокруг – красота и тишина. Но планер парил горизонтально, мне нужно было сделать разворот, и казалось, что он стоит на месте и вот-вот упадет. После школы В 1965 г. я решил поступить в Харьковское летное училище. Но меня не взяли из-за роста. Мой рост – 193 см, а максимальный рост для летчика–истребителя – 185 см. И я поступил в ХАИ.

Кстати, наш вуз и «Вечерний Харьков» связывают давние отношения. В свое время газета первой опубликовала снимок гидросамолета сотрудника СКБ «ХАИ» Иосифа Немана, когда он запустил его в Лозовеньках, еще до получения официальных разрешений на самолет.

Личное дело

Владимир Станиславович Кривцов родился 12 декабря 1946 года в г. Волчанске Харьковской области. Мать – учительница младших классов, отец – начальник планового отдела на кирпичном заводе. В 1971 г. окончил Харьковский авиационный институт и остался работать в вузе. В 1984 г. защитил диссертацию. Больше десяти лет работал над проблемой прочности самолетов и обработки испытаний самолетов АН и ТУ, в том числе первого сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144. С 1980 по 1989 год работал в Харьковском обкоме партии: инструктором, заместителем руководителя отдела по образованию и науке, заведующим отделом. Одновременно преподавал в ХАИ предмет «Сопротивление материалов». 1989–1998 гг. – проректор по научной работе этого вуза. В 1997 г. защитил докторскую диссертацию. С 1998 г. – ректор авиаинститута. В 2011 г. стал Почетным гражданином города Харькова. Внуку Антону девять лет, всерьез занимается баскетболом и бальными танцами и имеет дипломы национального уровня. Хобби ректора — любит мастерить и ходить с внуком на рыбалку.

**********************