Информационный сайт выпускников 1971 года I факультета Харьковского Авиационного Института




Новости    15 ноября 2018 - 30 лет полету Бурана

Дорогие друзья!

 

15 ноября 2018 года исполнилось 30 лет со дня первого и единственного полета советского многоразового орбитального космического корабля «Буран». В этом масштабном проекте приняло участие и ОНПП «Технология» (г.Обнинск). На этом предприятии я работал в 80-е  годы и принимал непосредственное участие в некоторых разработках, которые были реализованы  в корабле «Буран», причем тогда мною были  получены (в  соавторстве) авторские свидетельства на несколько  изобретений. К сведению, в тех работах принимали участие многие «хаевцы» разных лет выпуска, а на сегодня в ОНПП «Технология» работает 23 «хаевца». Об этом я подробно написал в репортаже, посвященном  встрече  в Обнинске на «День ХАИ» 25 мая 2018г.  http://xai-71.obninsk.ru/2018-DX/D-2018.htm.  И есть наша  групповая фотография в фойе предприятия (обновленная), снятая  в наши дни  накануне той встречи  http://xai-71.obninsk.ru/2018/DSC7329.jpg  

В организационный комитет семинара вошли «хаевцы»  О.Н. Комиссар - заместитель генерального директора по науке и развитию, к.т.н.(ХАИ-1985), М.Ю. Русин - директор НПК «РПО» – главный конструктор, д.т.н., профессор (ХАИ-1971),   и  А.Г. Свиридов - директор НПК «Композит» – главный конструктор (ХАИ-1983).

 

И вот 15 ноября 2018 на «Технологии» состоялась встреча участников космической программы «Энергия-Буран»   на научно-техническом семинаре - «Опыт разработки корабля «Буран» в создании принципиально новых неметаллических материалов и прорывных технологий для авиационной и ракетно-космической техники».  На этом семинаре  был обобщен опыт, полученный в ходе работы над проектом «Энергия-Буран»  и оценен вклад сотрудников «Технологии»  в развитие отечественной авиации и космонавтики.  Нами к этой дате был специально  подготовлен  документальный фильм «Технологии для Бурана» (почти 58 мин.), который можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/qhOLqHD1dC4

 

На этом семинаре я выступил с докладом «Численное моделирование элементов конструкции из  керамики и стекла орбитального  корабля «Буран». Привожу это название, потому что оно полностью характеризует направление моей работы тогда, а я проработал  на «Технологии»  с  1976 по 1992 год.  

 

 В приводимой  ниже ссылке о вкладе    «Технологии»  в создании многоразового орбитального космического корабля «Буран», я привожу некоторые слайды с моего выступления с комментариями. Надеюсь «хаевцам» будет интересно, т.к.   все работы и результаты по Бурану были до середины 90-х годов закрытыми и многие просто пропали для  истории  и научной общественности. Поэтому я поделился своими результатами из личного архива и библиотеки  «Технологии». Публикации в то время были, но как правило в закрытых изданиях и тоже были широко не известны.

 

В мероприятии приняли участие  сотрудники  ОНПП «Технология», ЦАГИ,  «ВИАМ»,  ЛИИ им. М. М. Громова и  МГТУ им. Н. Э. Баумана. В представленных докладах рассматривалась роль и значение проекта «Энергия-Буран» в создании принципиально новых неметаллических материалов и прорывных технологий для авиационной и ракетно-космической техники.  Хочу  отметить, что на эту встречу прибыл  М.О.Толбоев -  космонавт-испытатель многоразового космического корабля «Буран»,  Заслуженный лётчик-испытатель РФ, заместитель командира отряда космонавтов-испытателей ЛИИ им. М.М.Громова (с 1984г.),  генерал-майор, доктор исторических наук, Герой Российской Федерации, который обратился к участникам с приветствием.

Среди докладов участников хотелось бы обратить ваше внимание на выступление Николая Выморкова (ХАИ-1980,2-й фак.) – заместителя  директора НПК «Композит», который  непосредственно разрабатывал  и изготавливал один из важнейших элементов корабля Буран – створку отсека полезного груза (СОПГ) «Бурана» из композиционного материала. Нужно было создать огромную конструкцию длиной 18 м и шириной 4,5 м. Она должна была состоять из 4 секций по 4,5 метра. Конструкции таких габаритов и такого сложного профиля в СССР тогда вообще никто не делал. Требовалось обеспечить минимальный вес и максимальную прочность.   И все это при  криволинейном  шпангоуте,  длиной почти 3 метра.    И задача была решена, шпангоуты были сделаны.  Не менее интересен  рассказ   Николая   Выморкова о том, как он ездил на «Байконур» ремонтировать сотовую панель уже на самом «Буране», которую насквозь  пробили уже на собранном корабле. Пришлось осваивать  ремонт в «полевых условиях», такого опыта тогда также не было. Смотрите  об этом в   фильме  (на 19 мин. и на 41 мин).

 

         Более подробно о семинаре и вкладе «Технологии»  в создании многоразового орбитального космического корабля «Буран»,  я предлагаю посмотреть по ссылке  на нашем сайте  http://xai-71.obninsk.ru/2018BUR/Buran30.htm  

 

Системный администратор сайта

Часовской Евгений, гр.163-А

e-mail:   xai-71@obninsk.ru


E-mail: xai-71@obninsk.ru
Разработка и сопровождение — Институт Компьютерных Систем
Официальный сайт ХАИ — www.khai.edu