ХАИ-1971С

Дринко Владимир (гр.162)
Сильные, смелые, очень умелые
Вышли мы все из ХАИ
Где бы мы не были, что бы не делали
Все мы дети твои

МЕМУАРЫ  НЕРАВНОДУШНОГО  ХАЁВЦА.  Часть 2

    Вместо предисловия

Дорогие друзья!

Получил на днях сообщение от Владимира.  что он хочет поделиться своими воспоминаниями о себе и хаёвцах в Арсеньеве начиная с 1971г. и ранее.  И хотел  бы сохранить эти воспоминания и передать их  для музея ХАИ.  Не уверен, что музей ими теперь заинтересуется, но для нас, выпускников ХАИ-1971С,  это  несомненно интересно и нужно. Они теперь дополнят его первую часть
("Короткие истории от Владимира Дринко")  о студенческих годах учебы в ХАИ  (1965 - 1971), опубликованную на нашем сайте ранее.    
В связи с тем, что поступают они ко мне частями, я и начну их публиковать в порядке поступления, без какой-либо корректировки. А начну с его  поздравления на нашем сайте 04.11.2015


=================================

Ветеранам эксплуатационно-ремонтного отдела № 5

и специалистам других цехов арсеньевского
   завода Прогресс, и ХАевцам, посвятившим   значительную часть
своей трудовой деятельности гарантийному обслуживанию и
доработкам вертолетов Ми-24 непосредственно в войсковых частях.
Мой скромный подарок в честь 65-летия отдела
и предстоящего 80-летия завода.  

С уважением – бывший  работник и начальник отдела в 70-80 годы
Дринко Владимир Алексеевич.

Пока в душе моей огонь еще не стих, о МИ-24 и отделе № 5 хочу оставить этот стих.
Как будто бы недавно вертолеты сотнями клепали
Эровцы каждый вертолет в войсках сопровождали
От Балтики до океана, от северных широт и до Таджикистана.
Модернизировали, дефекты устраняли- а цель одна
Мощь боевую поднимали.
На бетонках и в ангарах, в чистом поле
И так лет двадцать, а может и поболе.
Четко знали, если что случится – их труд не пропадет,
А очень пригодится.
79-й год – в соседнем заваруха стане
Вот так и началась война в Афганистане.
Кабул, Джелалабад, Баграм и Кандагар, Шиндант – Герат
И нашим вертолетам каждый полк был очень рад.
В Афгане воевать без вертолетов очень сложно
Разведке, десантуре и пехоте просто невозможно.
Эровцы вместе с технарями под жгучим солнцем, душными ночами
Чтоб бесперебойно шли полеты
Чинили наши вертолеты.
Попал десант в душманскую ловушку
Неравный бой, надежда только на вертушку.
Она летит, своим огнем десанту помогает.
Садится - погибших и живых всех забирает.
Таков в Российской армии закон -
Не на бумаге – солдатским братством, офицерской честью писан он.
Движки на полный газ и тяжко вертолет взлетает,
Что в дырах фюзеляж, в лохмотья лопасти- не знает
В упор в него палили не издалека
Душманы на подлете с ДЭШЭКА.
И молит оператор-друг, не подведи, родной
Домой скорей лети, летим домой.
С трудом, но все же долетели
И даже очень мягко сели.
Шепчет командир, уткнувшись лбом в броню
Благодарю тебя, за все благодарю.
Тебя с эровцами починим, залатаем
Еще мы повоюем, еще мы полетаем.
Проклятая война, аж целых 10 лет
Кому она была нужна? зачем? – ответа нет.
Пока в Афгане шла война
Пришла беда, откуда и не ждали.
Рванул Чернобыль до небес,
На многих жизнях он поставил крест.
И снова наши вертолеты там летали,
Радиоактивность постоянно замеряли.
На них пришлось эровцам побывать
И тоже дозы нахватать.
Машины эти, где сейчас – в отстойниках стоят,
Уж сколько лет прошло, а всё они фонят.
А Родина? - На подвиги нас часто призывает
Потом об этом просто забывает,
Но как тут быть, она ведь наша мать,
А мать у нас не принято ругать.
Опять забыла про гражданских, что Чернобыль, что Афган
Как будто не было их там.
Но мы-то знаем, что они там были
И верой, правдою отечеству служили.
Нет льгот и нет награды,
Черт с ними, вернулись все живыми и этому все рады.
О многом я мечтал, да дело ведь не в том.
Сбылась одна, заветная, вертолет вернулся в отчий дом
Свершилось, наконец, настал момент
Красавец, работяга, воин взлетел на постамент
Стоит он в летний зной и в непогоду
Бесспорно - это памятник всему заводу
Но я твержу и снова,  и опять - первоочередно он отделу № 5!
15 лет я в нем трудился, как и все
Наверно этот памятник в какой-то степени и мне.
Когда мимо него с улыбкою шагаю
Свой головной убор с почтением снимаю.
И сердце словно замирает- бьется в половинку
Душа волнуется, нет, нет, да выдавит слезинку.
Мы все уйдем в небытие, а он будет стоять
И, может быть, кому-нибудь про нас напоминать.
 
Дринко Владимир, гр.162, г.Владивосток
drinko@vladivostok.com


Итак,  переходим  к его письмам.
 И в самом начале посмотрите фото под заголовком "Сбор выпускников ХАИ (2015)"



Жаль, что Володя не подписал снимок, но со временем думаю он воcполнит этот пробел и  мы узнаем "кто есть кто" на этом снимке. А Володя здесь с гербом СССР.
Буквально через час получил письмо от Леонида Турко и все имена на снимке теперь известны

Женя! На фото, высланном В. Дринко, четыре выпускника ХАИ,  много сделавших в деле  прогресса  Арсеньевского авиазавода "Прогресс".  Трое из них закончили ХАИ в 1970 г. Фамилии всех в порядке следования слева направо: Резунов, Кубранов, Дринко, Бойчук.    

До встречи. Леня.

Володя прислал еще несколько снимков авиатехники, которую они выпускали.
В конце этих воспоминаний я их выставлю!

  Системный администратор сайта
  Часовской Евгений, гр.163-А

  xai-71@obninsk.ru    13  февраля 2016 г.

====================================================================================================

Отчет для музея ХАИ  (письмо от 06-02-2016г.)

       Первые выпускники ХАИ появились в Арсеньеве в 50-е годы - Розенблюм Л.Б., Ена П.В, и др., коих было единицы. Только в 1965 году прибыло на завод сразу 7 выпускников, кроме этого в 1964 году на заводе был создан филиал КБ им. Антонова для сопровождения производства самолета АН-14, планеров А15. Практически весь состав филиала КБ состоял из выпускников ХАИ во главе с Измайловым Реамиром Адамовичем, его замом Чарским Е.С., ведущими  инженерами Криковым Е.Г. и Кундриевичем А.М. В 1970-1971 году прибыло сразу 40 выпускников ХАИ, а учитывая, что с 1971 года был организован прием студентов непосредственно в Арсеньеве к концу 70-80 годов прошлого века. Выпускники твердо стали доминировать как ИТР, их было уже более 200, не было практически ни одного цеха, отдела, где бы не трудились хаевцы.  Высокий уровень базовых знаний, полученных в институте,  позволял им легко осваиваться на любом производстве и обеспечивали быстрый профессиональный рост, высокие руководящие посты: Бодня Ю.С. – нач.цеха, главный инженер, директор завода; Кубранов В. – главный конструктор; Бойчук В.Д. – главный конструктор; Дринко В.А. – начальник ЭРО, зам.генерального директора; Визиренко Б.П.- нач.цеха, в последующем директор агрегатного завода в г.Ульяновск; Лодянов В.Н., Овчаренко А.М. – нач. цехов; Свинцов С. – начальник ЛИС; Быков И.- технический директор; Резунов В.М. – зам.технического директора; Пищик - начальник АСУП.

 
     Бесспорно 70-80 годы были самыми напряженными и в то же время самыми плодотворными в деятельности завода, численность которого достигла более 15 тыс. человек, он стал орденоносным, трое его работников – героями социалистического труда, двое – лауреатами Государственных премий, сотни, в том числе и выпускники ХАИ, были награждены орденами и медалями.  Завод одновременно выпускал целый ряд продукции – самолеты ЯК-50, ЯК- 55, ракеты Москит, вертолеты - 24 различных модификаций, обеспечив гарантийное обслуживание и доработки  самолетов – во всех аэроклубов страны, ракет – на всех флотах СССР и за границей, более 2000 вертолетов МИ-24, из них более 600 гарантийных во всех эксплуатирующих организациях МО и в группировках Советских войск в странах Варшавского договора. Нужно отметить, что за весь период 70-90- годов не было ни одной катастрофы авиационной техники по вине завода , не было предъявлено ни одного штрафа за несвоевременное восстановление техники согласно основных условий поставки, что говорит о высоком качестве выпускаемой продукции и прекрасной работе ЭРО. Кроме всего прочего выпускались ТНП – мебель, стиральные машины и т.д. , в то же время продолжая обслуживание ранее выпускаемые изделия: АН-14, самолеты ЯК-18, аэросани, ракеты Термит.

В 1976 году при подготовке к 50-летию завода – выпускники ХАИ, проявив энтузиазм, настойчивость и смекалку, внесли свой вклад в общую копилку подарков – нашли и доставили на завод в музей – аэросани из тундры, из Грузии – вертолет МИ-24 первой модификации, добились выделения лимита и доставили на завод-баррокамеру, которая в то время была только на ТОФ, из Львова доставили аппаратуру для лазерного шоу, такой аппаратурой в то время обладали только Кобзон и Пугачева, помогли единственному в Приморье специализированному детскому садику добиться выделения лимита и приобретения дефицитной аппаратуры для коррекции зрения малолетним детишкам.

    К этому времени благодаря неимоверным усилиям в течении трех лет Измайлова Р.А. и его зама Чарского Е.С.летом 1966 года был создан аэроклуб, который существует и по сей день. В 1974 году группа эетузиастов во главе с выпускниками ХАИ Казариновым С.А. и Резуновым В.  приступила к созданию в Арсеньеве горнолыжного комплекса, который  в настоящее время имеет три трассы,  снеговые пушки, подъемник и соответствующую инфракструктуру. Благодаря этому комплексу Арсеньев по праву стал столицей Приморья по зимним видам спорта. Благодаря выпускникам ХАИ открывались секции водного туризма, дельтапланеризма, (Васильевы) виндсерфинга и подводного плавания – Резунов В. 

==================================================   
В декабре 2015 года собрались несколько выпускников ХАИ последние из могикан – все пенсионеры, кто еще работающий, кто давно нет, погутарили за жизнь, о текущем моменте, о реалиях – в декабре полностью прекращено на заводе ракетное производство. Из всего многообразия различной продукции, выпускаемой в  60-80 годы одновременно – остались только вертолеты Ка-52 , да касатка – курочка в гнезде . Численность работающих на заводе сократилась более чем в два раза, изменились люди, отношения, ценности, страна, все подмял под себя золотой телец. Мы поняли – закончилась полувековая эпоха доминирования на заводе выпускников ХАИ – как ИТР, давным  давно уже не поступает пополнения, его и не будет, настало время подвести итоги нашей деятельности в Арсеньеве на заводе «Прогресс». Для чего мы положили на алтарь Арсеньева нашу юность, молодость всю свою трудовую деятельность, а многие уже и свои жизни, какой след и память оставляем после себя. Мы решили оформить итоги в виде отчета для ХАИ, для музея завода и для музея города.

В музеях завода и города просто обязан быть материал о выпускниках ХАИ – что они сделали для завода и города в целом. Очень бы хотелось, чтобы в музее ХАИ нашлось место, хоть малое о многочисленном  десанте, направленном в Арсеньев, которые не канули в небытие, не ударили лицом  в грязь , не опозорили институт, а с честью выполнили свой долг перед Родиной, которой сегодня не существует.
==================================================

      В 70-е годы на заводе сформировался очень мощный управленческий и ведущий технический персонал. Время показало, что они были управленцы не Арсеньевского масштаба – а намного выше. Вот они:
Сазыкин Николай Иванович – директор – жесткий, требовательный и в то же время доступный для всех управленец, которому до всего было дело.  Абдулин Фен Загидович – главый инженер – Восточный владыка, имеющий свое ЛИЦО, с прекрасной памятью. Помнил все свои письменные и устные указания, и ни у кого даже мысли не возникало, что их можно не выполнять или игнорировать. Соловьев – главный конструктор, Замыко – главный технолог, Анисимов Б.Г. – представитель главного конструктора по ракетной тематике, шивков В.Г. – зам. главного инженера – лауреат государственной премии.  Шнейдер Сергей Семенович – зам. директора по финансам и МТС – (даже подумать страшно). Начальники основных цехов (агрегатные, сборочные, ЛИС) – настоящие монстры – Мокринский, Ломов В.Д., Грицов В.Г, Давыдов В, Храмов С., и многие другие. Вот в такую команду мы и влились.

Мне хочется рассказать не только о производстве, но и о коллективе завода, его личностях, курьезных случаях из нашей жизни, об отдыхе и вообще о жизни в Арсеньеве. Вот несколько случаев.

       Кто в доме хозяин.


По решению Генерального конструктора был разработан бюллетень по переносу на левую сторону рулевого винта. Доработке подлежал весь парк вертолетов, причем в самые сжатые сроки под контролем МАП и МО. Работа требовала замены хвостовых и килевых балок, вала трансмиссии, хвостового редуктора и хвостового винта. Работа объемная и сложная.  Доработка была организована на 3-х точках. 1-я – завод – впервые за всю историю завода разрешили прием вертолетов из эксплуатирующих организаций. Понятно, что это были люкс условия для доработок – есть все, тепло и вся мощь завода. 2-я точка – Рембаза в Кировобаде (Гянжа) – руководитель зам. начальника отдела 5 Бондаренко Вячеслав – не выдержал, через пару месяцев прилетел в Арсеньев и повесился. Ответственность за его смерть лежит полностью на начальнике отдела 5. 3-я точка – Пружаны – полк. Я руководитель – еще малоопытный, рядовой инженер, которому повесили еще и гарантийное обслуживание полка. Бригада порядка 4-х человек. Условия проживания были ужасные. Территория военного городка, 7 км. до ближайшего поселения. Занимали часть детского садика, который в субботу и воскресенье не отапливался, так как солдатик – кочегар обязан был присутствовать на политзанятиях и освободить его мог только Елишев – будь он трижды проклят. У нас ни телевизора, ни приемника, ни почты – т.е. полная информационная изоляция. Я заметил, что ребята стали часто под хмельком, особенно в выходные, это грозило большой бедой. Я несколько раз телеграфировал в отдел прислать хоть какую –либо литературу, шашки, шахматы, приемник, телевизор – ни ответа, ни привета. Самолеты наши садились каждую неделю и  - ничего. Я психанул и дал телеграмму директору завода, а дальше мне рассказали, что на следующее утро – плановое совещание в цехе сборки, присутствуют все главные специалисты, партком, завком. После рассмотрения производственных вопросов директор начал – как идут дела по доработкам – Абдулин Ф.З. почувствовал, что у директора есть камень за пазухой, доложили, что на заводе – хорошо, в Кировобаде – не очень, а в Пружанах – нормально. И Сазыкин напомнил, кто в доме хозяин: «А все ли нормально? Вам только план, график, а о людях, которые их выполняют, забыли. Партком  и Завком сидите в тепле штаны протираете, а в Пружанах нет почты, газет, радио, телевизора и т.д., полная информационная блокада, а вы об это и не знаете. А ты, Абдулин, куда смотришь? – твоя служба» Вобщем, разгон всем.

Садится очередной самолет и там – все, что я просил, но в двойном, тройном количестве. Я ведь понятия не имел, что в заводе между руководством конкуренция, соперничество. Вот и по незнанию, получается, подставил главного инженера – но по приезду никто мне и слова не сказал, а что они могли сказать – я Букашка, а они Монстры.

    Эх начальники_чайники – по вашим макушечкам да сковородочкой.Человек, не испытавший на своей шкуре всех прелестей жизни и работы в командировках в строевых частях, не способен быть хорошим начальником ЭРО.

   При подготовке в командировку  Пружаны я обратил внимание, что в полку есть изделия первых серий, на которых хвостовые и килевые балки были не взаимозаменяемые.  Для их замены требовалась оснастка – кондуктора в виде эллипсов приличных размеров и общим весом более 20кг. Я попросил начальника отдела проконтролировать их отправку первым самолетом, указав номера ящиков. Начальник заверил меня, что бригада не успеет прибыль в Пружаны, а ящики с оснасткой будут уже там. Прибыв в Пружаны, уломал руководство полка выделить на доработку сразу 3 машины, они сперва от такого предложения чуть со стульев не попадали – «да ты что, с ума сошел?». Аргумент у меня был один – хотите, чтобы мы у вас тут под ногами путались больше года – давайте по одной машине, если дадите три – я организую конвейер – беспрерывную доработку с постоянной загрузкой работой всех специалистов. Первая машина  - разбирается и выдается на доработку, вторая – на разборку, затем первая на отработку и сдачу, вторая – на доработку, третья – на разборку, и цикл замыкается. Убедил. И надо же – поймал муху – одна из трех машин оказалась первых серий, а ящиков с кондукторами не оказалось. Я более месяца долбил руководство отдела об этом безобразии, садились еженедельные самолеты, а ящиков так и не было. Машина выпала из доработок, мешала. До сих пор не пойму: сидят в одном кабинете два МУ, оба читают телеграммы и никакой реакции. Когда сел пятый или шестой борт, а оснастки опять не было, я дал телеграмму на имя главного инженера о том, что более месяца не могу добиться оснастки, разобранная машина мешает, не могу работать в полную силу.

   Потом мне рассказали – вызвал своего Зама – куратора нашего отдела, который сидел в одном кабинете с начальником, обозвал его всякими словами и сказал: «чтоб завтра лично доставил кондуктора в Пружаны». На следующий день забегает ко мне рабочий с выпученными глазами и  говорит – Большой шеф приехал. Я выскочил из каптерки – и мне стало не по себе. Человек уже престарелого возраста идет и его болтает в разные стороны, на обоих плечах у него по кондуктору. Немного очухавших, Шеф налетел – «то у тебя не так, и это не так, это плохо организовано…». Я психанул –«у меня сегодня срок командировки закончился, нате, отмечайте мне удостоверение, я поехал в Арсеньев, а Вы остаетесь здесь за старшего по доработкам и про гарантийное обслуживание полка не забудьте. Вот на личном примере и покажете как нужно работать по стахановски.» У Шефа пена на губах, плюнул, развернулся и обратно – в Арсеньев. Естественно, я стал его личным врагом. А за что? Меня отец учил хорошо работать и мне очень хотелось, чтобы также хорошо и другие работали, и ничего личного. А главный инженер? Чувствуйте азиатскую кровь?

     Я персона  - в командировках грата, в отделе – нон грата.

Сел самолет в Пружанах – прилетел гл. инженер со старшим П.З. Сухановым – оба в раздражении, чем-то недовольные. Прошли в каптерку – а у меня график на всю стену – поток я все-таки организовал. Абулин – Суханову: «ну вот, видишь, график согласованный с в.ч., идет с опережением, что еще надо?». Мне – как зовут?  - Владимир. – Пойдем с нами. Командир полка накрыл стол, пообедали и они улетели. Как потом доложила разведка, по приезду в Арсеньев Абдулин сказал моему шефу – приедет Дринко – добавить оклад и повысить в должности. И соответственно с этого момента я стал нежелательной персоной в отделе для   я в командировках, и был я в них до 10  месяцев в году. Конечно, ничего мне не добавили. В начальнике я уже полностью разочаровался. И решил уйти с отдела. По приезду в Арсеньев шеф заявил – давай я сниму начальника бюро по гарантии, а ты на его место? - Нет, во –первых, я решил уйти и ищу работу, не хочу с тобой работать. А во–вторых, начальник бюро с работой справляется, он фронтовик, а ты предлагаешь мне его подсидеть, тебе не стыдно? Очевидно, у нас с тобой и воспитание разное.
 
Я случайно с шифровкой попал к Главному, он меня узнал:
- садись, как дела?
- Да вот, ищу работу. 
- А в чем дело?
- Да сколько лет отработал, шеф говорит, что работаю хорошо, претензий нет, что вы меня знаете, а оклад ни разу ни на копейку не повысили, а мне толку какого, что вы меня знаете?

    Надо было видеть его лицо в ярости. Он схватил прямой телефон – шефа нет, телефон зама -  тоже нет. Где они болтаются? Я откуда знаю. «Иди работай! Меня все равно не перепрыгнешь». Я вышел и слышу по громкой связи на весь завод «начальник отдела  5 немедленно зайдите к главному инженеру». На выходе из здания увидел  - шеф: шуба на распашку, шапка в руках, пар валит. Не знаю, что ему главный выговорил, только он пришел в отдел как ошпаренный. На следующий день пришел приказ (без моего согласия) о назначении меня исполняющим обязанности зам. начальника отдела, а затем и зам. начальника. И мне пришлось еще несколько лет работать в отделе с шефом и зам. главного инженера – для которых я был Враг. Я конечно понимаю, что для главного я был сошка – а вот что не выполнили его устного указания – можно было и  должностью поплатиться.

    На этом я закончу об Абдулине Фене Загидовиче. Через несколько лет он, по указанию Министерства, уехал директором на Ульяновский авиазавод, прихватив с собой порядка ста специалистов. Через год они подняли машину. Затем у него произошел конфликт с Колбиным в Москве. Он вынужден был уйти с должности. Закончил свою жизнь в двухкомнатной квартире в Хрущевке, возле которой стояла ржавая Волга, привезенная с Арсеньева и в квартире его мебель тоже была из Арсеньева. То есть Абдулин – один из больших Людей Государственного масштаба, которому чужды были понятия наживы, стяжательства и т.д. Для них главным в жизни была работа, и когда такие люди ее лишаются, они быстро и тихо умирают.

         Шнейдер Сергей Семенович (С.С.)
Сергей Семенович – это величина, зам. директора по финансам и МТС на заводе, где более 15 тыс. работающих.  В настоящее время эту должность раздробили как минимум разов в 5-6, учитывая, что появились должности, о которых раньше и слышать не слышали, и видеть не видели – помы, советники, менеджеры, топ.менеджеры и еще черт знает кто. Хочешь или нет – а задумаешься – то ли раньше были Гении, то ли теперь чиновники оскудели умом.

В Москве на Кропоткинской завод снимал несколько помещений для работы тех.бюро, и для отдыха и ночлега командированных, в основном – работников служб МТС. Была там  и отдельная каморка – личные апартаменты С.С. Мы – работники отдела 5 – тоже пользовались этой ночлежкой, для нас также крайне важно было при проезде через Москву иметь место , где можно было притулить голову к подушке. И вот случилось ЧП – пропала посылка С.С. с рыбой и икрой, и конечно сразу слух – это только работники отдела 5. Последовало распоряжение – работников отдела 5 в ночлежку не пущать. Это был удар под дых. Начались большие проблемы, которые мог решить только С.С.

Однажды мы – человек 5 – в субботу появились в Москве и правдами и неправдами влезли в ночлежку. На удивление, никого в ней не было, кроме С.С., который заперся в своем бунгало. Чтоб ему не мозолить глаза, решили пройтись по Москве – мы пошли по Садовому кольцу, дошли до Арбата и остановились возле ресторана «Арбат». Я предложил:  а не пойти ли нам в кабачок? Зашли, оказалось  - никаких проблем, покупайте входные билеты и заказывайте столик, что мы и сделали, купив, однако, 6 билетов, чтобы к нам за шестиместный столик не подсадили какую-нибудь московскую прощелыгу.

 В конце концов вернулись на Кропоткинскую, я рискнул, постучался к С.С. и спросил, не желает ли он с нами сходить в ресторан «Арбат». Он подскочил: «а вы меня, старика, возьмете?» - «таки  и билеты уже взяли». Вечерком мы были уже в ресторане, столик на бельэтаже, прямо возле перил – кругом финны, голландцы, немцы и прочие. А внизу, оказывается, Варьете – девицы двухметровые танцуют Кан-Кан и задирают ноги чуть ли не на наш этаж. И столик нам засервировали что надо – красная и черная икра, балычок, колбаска сырокопченая, маслины и т.д. Наши ребята, едва приняв на грудь, пошли сразу к иностранцам цыганить сигареты, а потом начали их  девиц на танцы таскать. Я предупредил  - все их Амуры заканчиваются на выходе из ресторана, домой идем все вместе. А С.С. был в восторге: Вот это да, вот это вечер и отдых, вот спасибо, уважили старика. Сидел бы сейчас один в каморке, пил спирт с московскими тараканами. Теперь вижу, как вы гуляете, ни за что не поверю, что ваши мою посылку сперли, это наверняка мои стервецы. Все, ребята, приезжайте в любое время, вселяйтесь, я команду дам, если что – обращайтесь прямо ко мне. Вот так мы и решили эту важную для нас проблему. Правда, через 2 года выяснилось, что все-таки наши сперли эту злосчастную посылку.

Через какое-то время я заехал в субботу на Кропоткинскую – в ночлежке было всего трое: начальник тех. бюро Обухов, Шнейдер и какой-то чин из Министерства. С.С. обратился ко мне – мы решили пульку расписать, четвертого не хватает, сядешь? – А во что вы играете? Классику? Ой, да я в Классику ни разу и не играл, только в Ленинградку. – Да брось, все почти тоже самое, нюансы мы объясним, садись! Ну я и сел. Бог ты мой, карта мне как поперла. Я себя махом закрыл, и еще по половинке каждого. Последняя сдача, С.С. на прикупе. Чиновник заказал мизер – С.С. убежал в туалет и оттуда наблюдал за событиями. Я и поймал чиновника на 5 взяток. СС выскочил из туалета и попер на чиновника думал, что мы провинция, тьму-таракань, а у нас - видишь какая молодежь, давай, рассчитывайся. Чиновник выложил все, что у него было, денег не хватило. Я возражал, что не надо – сбегаю в лавку, да миром закончим. На что С.С. завопил, что карточные долги священны и заявил чинуше  выворачивать карманы. Тот вывернул, и С.С. забрал у него даже талоны на бензин. Вот такая вот история.

Через некоторое время С.С. завел со мной такой разговор. Володя, я уже стар, мне замена нужна. Ты подходишь – молодой, голова работает, язык подвешен, вести себя умеешь, умеешь и водку пить и в карты играть – приезжаем в Арсеньев, переходишь ко мне, буду тебя натаскивать.  Правда фамилия твоя – Дринко – не очень подходящая, вот ШНЕЙДЕР, - чувствуешь?, ну да ладно, это не беда.
- С.С., да я на своем месте, мне работа моя нравится, я ее хорошо знаю, и коллектив тоже.
- ты что, сдурел? Я тебе должность зам. по финансам и МТС предлагаю, а ты мне про какой-то отд.5 рассказываешь?
Я так свое согласие на переход и не дал, и наверное одному богу известно, что бы стало со мной в дальнейшем, если бы я согласился. А с Сергеем Семеновичем у нас все же сложились очень хорошие, теплые отношения.

     Ну никак не может быть  - ан нет бывает

     Весь мир уже знает, как предназначенный на обед вонючий козел Тимур подружился с тигром Амуром, еще из логова его выгнал. Вот так.

   В начале 70-х в один из жарких вечеров июля, я, Сысик, Качура и еще два таких же обалдуя шли по Калининской – куда себя деть? Поравнявшись с малосемейкой, Сысик предложил проведать Федора, который жил на первом этаже. Стукнули в окошко, появилась бритая башка, и через пару минут мы уже были в гостях. Кто-то ляпнул – а не тяпнуть ли нам по рюмашке? Федор, у тебя есть что-либо? Федор пошарил по очкурам и вытащил неполную литровую банку самогона. Решили сыграть в дурака – дурак не пьет. При запахе самогона у меня началось сердцебиение. Это Бабасик (Овчар) мог самогоном зубы полоскать и нахваливать – «ну який же вин смачный». Мой же мозг  и тело, и душа самогон никак не хотели воспринимать, что очень часто меня выручало на гулянках. Стоило мне взять в рот хоть каплю этого зелья, несколько раз перегнанного, черт знает чем очищенного и настоянного – у меня какой-то клапан срабатывал и мне он на дух не нужен. Поэтому перспектива пить самогон, да в жару – меня просто паника обуяла, да и не откажешься – компания не поймет. В Дурака я играл – дай бог каждому . Секрет прост: запоминай карты, которые засветились в игре, ушли в отбой, и в конце уже знаешь, у кого что на руках – особенно, если остались двое. А дальше – думай голова, как объегорить, - картуз куплю. Вот я и предложил – давайте так: ход под дурака и дурак пьет. Все зарыготали и согласились. Я надеялся – ну останусь случайно разок – не более. Раздали колоду на шестерых, ход оказался под меня, карта швах, не отбился. А дальше карты уже без меня разбросали и я остался. Видно сам дьявол меня решил наказать за самонадеянность. И пошло – ход под меня, отбоя нет, а дальше – без меня. Оставался и с тузами, и с королями – так как играть было уже с не с кем. Короче , я никому не дал не только выпить или лизнуть,  но даже понюхать. Вылакал все сам. Толпа думала, что я нарочно, а мне было уже очень плохо, явное отравление, озноб. Я рухнул на кровать, сказал, что если завтра меня хотят живым видеть  - сейчас же принести 2 бутылки кефира, накрыть меня всем, чем есть и до завтра –не кантовать. Выжил и до сих пор этого проклятущего зелья ни-ни, ни за какие коврижки.

              Ай да девочки!

Федор – метр шестьдесят три с кепкой, как и все штангисты такого роста, был похож на шкаф, что в высоту, что в ширину. На вид простой, но с какой-то мужицкой хитрецой, и если дело касалось какой-либо покупки, сделки или вообще денег – он подвох чуял за версту.
Прибыв из Монголии, в МАП отчитались за командировку с напарником Саней, поменяв тугрики с получив все, что положено, с полными кошельками поехали на такси в Тушино в гостиницу ДОСААФ.
Только выскочили из такси, как тут же подрулило второе, вышли две красавицы: одеты, обуты – блеск. «Ребята, разменяйте нам купюру, а то у таксиста сдачи нет». Федор сразу набычился. Ему очень не нравилось, когда кто-то, даже мысленно, пытался коснуться его гаманца. Саня был проще, да и дамы – хоть слюну пускай, и он вступил в разговор:
- да нет у нас мелких.
– да не может быть!
– да нет, я вам говорю.
– Да ну, покажи.
Саня вытащил свой лопатник – на , смотри. Дама раскрыла, зыркнула – действительно, мелких нет – вернула кошель, извинилась. Обе сели в такси и  аля-улю.  Федор талдонил: «Саня, проверь деньги!, проверь деньги». Саня в гостинице проверил. Действительно, мелких купюр не оказалось, как и трети крупных. Ай да девочки!

*****

Выполнив доработки  ЯК-50 Федор с Лешей – двухметровым детиной – прогуливались в прекрасном парке, прекрасного города Еревана. Навстречу дефилировала цыганка с оравой ребятишек. Леха говорит: «Федя, если цыганка взяла в руки деньги – обратно не вернешь. Интересно, куда она их прячет?». А тут чавэла подвалила и конечно завела: ой, молодые-красивые, дайте погадаю, да не бойтесь, денег не возьму – дай сотку, я на ней погадаю и верну.  Леха клюнул, сунул сотку и та начала ворковать, когда воркование надоело, Леха потребовал деньги. Какие деньги? Ты что , парень, никаких денег я у тебя не брала. Леха рассвирепел, схватил цыганка за шиворот, на манер Остапа Бендера вынул красное удостоверение на право внеочередного приобретения авиабилетов, и заявил – или мы идем в отделение, или верни деньги. Цыганята вдруг завопили похлеще церковного хора мальчиков, будто их режут. Цыганка стала ругаться и плеваться, но Леха был неумолим, и начались поиски сотки. Сколько у цыганки юбок, она, наверное, сама не знает. Юбки перекладывались то справа налево, то наоборот, то сверху вниз, то снизу вверх. В конце концов, пожамканная и мокрая сотка оказалась у цыганки в ладони, она еще плюнула на нее и швырнула Лехе, и с руганью пошла восвояси. Леха с отвращением отшвырнул сотку ногой, а Федор резюмировал – ну ты теперь точно знаешь, где цыганки деньги прячут.

*****

Федор вовремя сообразил, что пора завязывать с работой, и как это сделать правильно. К 2005г. он уже жил в Москве, купил квартиру, женился на приличной женщине. Все нормально и с финансами, и с семьей, поэтому мог себе позволить заняться отдыхом, то бишь рыбалкой. Москву и ее окрестности он знал прекрасно, побывал на всех известных водоемах. Как-то ему приглянулись в Подмосковье два озерца разделенные насыпью, и он решил их проверить на удачу. Раненько по утру   - на велосипед, на электричку – и к озерам. На одном из них уже сидело несколько унылых горемык. Их поплавки стояли как камыши , не шелохнувшись. Федор предпочел второе озеро. Денег на снасти не жалел, все у него было, и рыбачить он любил в одиночку. Федя закинул удочку- и  надо же!  - сразу поклевка, да какая! Вытащил сазана килограмма под два. Что-то ему подсказало, что рыбу светить не надо , он ее сразу сунул в сидор и положил под велосипед. Закинул еще раз, через пару минут – аналогичная картина, опять сазан, да какой! Федор снова его в сидор под велосипед, а сам аж прыгает – это ж надо, как подфартило, вот это удача! вот это рыбалка! А мужики рядом сидят  - и ноль. Приготовился закинуть удочку в третий раз, да боковым зрением увидел подъезжающий к нему джип, из которого вывалились три амбала, но с добродушными мордами. Что, дед, давно рыбачишь? Что нарыбачил? – Да нет, сынки, только вот готовлюсь.  -  Ну да ладно, сматывай свои снасти, да дуй на другое озеро. Здесь сейчас соревнования будут, так не для тебя ж мы вчера вечером машину рыбы сюда запустили. - Понял, понял, сейчас съезжаю, и…. домой.

             Рыбалка

   Утром пронеслась весть: начальник производства Серега  Харин вчера вечером на Уссури поймал Тайменя на 18 кг! Мы, конечно, его нашли, убедились, что это правда, но как он его вытащил на спиннинг? Вот его рассказ. Приехали с ночевкой. Уже стемнело и пока ребята готовили ужин и ночлег, я подошел к берегу, нацепил мыша и зашвырнул. А дальше сам толком не помню, до сих пор коленки трясутся, помню, что как-то подтащил его к берегу, а потом прыгнул на него и попал руками под жабры – так и выкинул на берег. Вот дела.
Димка Кузьмин – здоровенный верзила, с тяжелым характером, абориген, предки – староверы с Северного Приморья. Прекрасно помнит свое детство у деда и рыбалку, которую таковой в настоящее время и назвать нельзя. Рыбы было немерено, а все протоки, заводи, даже ямы были известны и поделены между семьями и родами. Ходили за конкретной рыбой – за карасями – здесь караси; здесь щука, а здесь ленки, таймени. Большую рыбу как правило кололи, лишнего не брали. Сейчас изобилие рыбы в Приморье только в труднодоступных местах на Бикине и Имане, куда только вертолетом – чем наши и пользовались. Димка ХАевец от завода, начальник ЛИС тоже. И раз в году они организовывали заброс команды на недельных сплав, вот там и отрывались. Через неделю в заданной точке вертолет их забирал. Рыба - в основном хариус, ленок, реже – таймень. Вот из его рассказов один случай.

   Пока ребята ставили палатки  и готовили поляну, уже стемнело. Димка подошел к довольно узкому рукаву реки, швырнул мыша – и сразу зацеп. И дергал, и слабину давал, и тянул – спиннинг дугой – бесполезно. Жалко мыша, видно,  за корягу зацепился. Вдруг – чуть слабина – и леска пошла вверх, выбрав всю леску с катушки, спиннинг в дугу, потом вниз, потом вверх, потом вниз  - и так минут 40. Димка топал по берегу. Видно слону в воде этот спиннинг был как дробина, и он его даже не чувствовал. Димка без сожаления обрезал леску – не по Сеньке шапка. Зацепить – еще не значит поймать. Однажды они с напарником на двухместке резинке проверяли сетки, а там бревно – таймень килограмм на 20. Так они его и касаться не стали, не то, что пробовать в лодку затащить – утопит на фиг.

*****
   В нашем районе самая рыбная речка – Илистая, впадающая в Ханку, и однажды по приглашению я с другом туда поехали. Увидел я удивительную картину. Речка практически без берегов – сколько видит глаз: травища, кочки, кусты, деревья – все что угодно, а берегов четких нет. Заблудиться на лодке – нечего делать. Вспомнилась картина, как зимой Дерсу Узала с Арсеньевым заблудились  как раз в этих местах, и ничего удивительного. С пригласившим нас сразу нашли контакт. Бугор, хозяин мощного катера, служил в Черниговке под командой легендарного командира полка Арчегова Вячеслава Магомедовича, с которым у меня были прекрасные дружеские отношения – ну это тема уже для разговора до утра. И вот,  мы на катере, на полном ходу идем по каким-то протокам, по руслу, али нет – сам черт не разберет. Очень редко вырисовывались маленькие твердые участки берега, естественно уже застроенные пирсом и какой-либо избушкой. От катера шарахались в разные стороны бесчисленные выводки уток, взлетали цапли, выворачивалась рыба – рай для всей живности, а после слияния русла двух речек (обе Илистые) дальше ходу нет  - табу, заповедник. А ребята, оказалось, нашли в этих местах маленький твердый островок – площадью максимум 70-80кв.м. Зимой затащили избушку, обустроили ее капитально человек на 8, маленький пирс. Удочки забросить не удалось – ветер. Ребята поставили сетки и к вечеру было уже на уху и жареху. Поймали даже несколько окуней Ауха. Такой красивой и вкусной рыбы я никогда не видел и не ел. Да простит меня природа – за 45 лет жизни на Дальнем востоке съел краснокнижника.  Ужин под песни для многих плавно перешел в завтрак. Здоровые мужики – водку жрут, как бык помои – ужас. На свой остров они никого практически не пускают – только по приглашениям, а для почетных гостей даже есть книга отзывов, в которой я оставил следующую запись:
Здесь островок – ну словно Хортица
О чем тут может идти речь
Здесь мужикам горилки хочется
В миниатюре – Запорожья Сечь
Тут анекдоты, песни, полупьяный бред
Здесь казаком себя почувствуешь
Сюда ведь дуракам и бабам хода нет
А городским лишь посочувствуешь.

     ******
===================================================
Отчет для музея ХАИ  (письмо от 11-02-2016г.)

                                           Т А Й Г А
Заветное – село 200 км  от Арсеньева, из них 40 км по тайге. Речка Нотта (Журавлевка), куда мы с друзьями уже лет 30 ездим на летнюю и зимнюю рыбалку. Останавливаемся у Петрухи – нашего старого друга. Вот однажды, уже в апреле,  мы ехали к нему на последнюю подледную рыбалку. Снега было ещё навалом, он был сырой, тяжелый. Дорога шла у подножия сопки, выскочив из-за поворота, мы увидели козу-важенку. Она бедная стояла от дороги  на склоне сопки в снегу. Видно хотела пересечь дорогу, да не успела, так и застыла в сугробе, У неё сил уже не хватало на пару прыжков. Она смотрела на нас широко раскрытыми, мокрыми глазами, в которых отразилось всё:  безысходность, отчаяние, страх и надежда. Только у полного идиота, или отморозка может подняться рука на это дитя природы, находящееся в таком положении. Я сбавил скорость, тихонько проехали по энерции метров 30 и поехали дальше, пожелав козе не встретиться ни с тигром, ни с браконьерами – эти пощады не знают.

                                             А М Б А

Однажды мы решили попасть в верховье Нотты на дальние ключи – попытать удачи на подлёдной  рыбалке. Доехали до верховья, мост разрушен – дорога есть, переезда нет. Пошли пешком. Ночью выпал снежок и мы уже протопали км 2, как вдруг параллельно нашим следам – появились ещё два следа – тигрицы и тигренка, получается, они недавно вышли из тайги и мы сейчас идем по их следам. Деваться было некуда, мы сбились поплотнее и продолжали движение, прошли ещё км 3 и вдруг на дороге стоит новое зимовье, пара собак нас облаяли , не вылазя из под зимовья, из которого выскочил дядька и со слезами на глазах кинулся к нам. Оказалось  охотники срубили зимовьё, ушли за трактором, оставили мужика сторожить, обещав вернуться через 3 дня , а пошла уже вторая неделя. У него уже давно ни соли, ни хлеба, ни сахара, ни крупы только вода да линки, которых он ловил в ключе, а тут ещё тигрица объявилась уже который день. Собак палкой не выгонишь , да и самому уже очень боязно от такой гостьи . Мы, конечно, вывалили всё съестное, которое у  нас было – хватит минимум на неделю и пожелали ему дождаться охотников, а сами, попив чаю, повернули обратно,  какая уж тут рыбалка, когда знаешь, что наверняка ты под внимательным наблюдением хозяина тайги.
                                                                
                             А М Б А  2

Мой знакомый Саня попросил отвезти его и ещё троих ребят на рыбалку на хариуса в район с.Чугуевки. Да, какие проблемы, начало ноября, в  субботу  к обеду мы уже были в Чугуевском районе на реке Извилинка.  Свернув с основной дороги и проехав порядка 1 км, выехали прямо к речке, дорога хорошая, довольно широкая и накатанная. Очевидно, здесь раньше был мост, который снесло, поэтому сейчас тупик. Осмотрев место, проверив снасти и учитывая, что уже вечерело – вернулись на основную дорогу, доехали  до первой избы, напросились на ночлег, переночевали и рано утречком  уже были на выбранном месте.  Ночью припорошило слабым снежком. Саня взял ружьё - пойду похожу, может на шулюм что попадется. Ребята разделились и полезли в речку – один выше, а двое метров на 80-90 вниз и давай шмыргать хариусов. У меня не было ни болотников, ни костюма, я попытался с берега покидать удочку под ноги двум ребятам, помучился с полчаса, бросил, вернулся к автобусу - от него шел след вправо - парня, который ушёл вверх. Я решил посмотреть как у него дела и по следу метров через 20 вышел на бугорок, откуда был прекрасный обзор – видны были все трое. И тут меня ошарашила мысль – да следы , по которым я пришёл не от сапог , а круглые, да здоровые – тигра! Это она буквально недавно наблюдала отсюда за всеми. Вот тебе и на. Пришёл дурной, глупый интерес, а куда он подевался, и я потопал по следу. Он шёл уже не в открытую, а по ложбинкам, овражкам. Пройдя метров 70-80 увидел Саню – "Саня тут тигр" – знаю, чувствую залег, за нами наблюдает. Мясо будем брать? Какое мясо? Ты же не стрелял, пойдем . Метров через 15 вышли к кедре в два обхвата, вокруг ни снежинки и здоровенная черная туча секача кг под 250 . Видишь – ночью к утру задрал, съел внутренности, сейчас сыт, отдыхает, да за нами наблюдает.  Саня! Как-то не здорово отнимать добычу у хозяина тайги, не наша она. Ведь он  нам благосклонно разрешил быть здесь, а мог бы погонять! На том и порешили, ребята нарыбачились и под вечер мы умотали в Арсеньев. А я всё время думал, да какую это надо иметь силищу, что такого кабана – секача когтями, да клыками убить. Уму непостижимо!  
   
          ******
===========================================================

                          С В А Д Ь Б А
   
 
Поступив на завод мы, конечно, завели знакомства с местной молодежью, и однажды я получил приглашение на свадьбу. В субботу - отработав , как положено, до обеда – быстро привел себя в порядок и помчался на торжество. На первом этаже одного из зданий на улице Калининской посередине находилась кухня, а справа и слева – столовая и кафе. Я залетел в кафе – торжество уже началось, сел на ближайшую лавку, я толкнул парня – подвинься – не тебе одному гулять. Приняв на грудь пару рюмок и хорошо закусив (чай без обеда был) обратил внимание, что почему-то не вижу ни одного знакомого лица и на меня некоторые смотрят уж очень подозрительно. А когда крикнули «горько» и встали жених с невестой, я понял, что не туда попал. Когда объявили перекур, я пошел на кухню, а не на улицу, а не то быть бы мне битому, через кухню вышел в столовую, где и оказалась компания, которая меня пригласила . Вот дела.
       
           ******

=================================================================

       Совершенно случайно  
(письмо от 14-02-2016г.)

Совершенно случайно, по объявлению в газете, купил пару моржовых клыков и моржовый член, о котором наверное слышал каждый и мало кто видел и даже представлял что это такое – этакая изогнутая дубинка длиной 60—65 см.  Клыки уже не помню кому-то задарил , а дубинку – шутнику и балагуру, уважаемому человеку, товарищу и другу – Заславскому Игорю – ректору института искусств, конечно,  с шутливой сопроводиловкой:

Игорь – в искусстве ты, конечно, дока.
Тебя непросто взять с наскока.
Я просто дилетант – ну просто срам,
Но все ж  позволь вопрос тебе один задам
По Бирсу что есть скрипка?
Молчишь, так часто задышал
Видно не знаешь и  не знал
Не буду тебя долго мучить,
Но Бирса надо всё ж озвучить
Скрипка – музыкальный инструмент,
Предназначенный для щекотания человеческого уха
Путем трения конского хвоста о внутренности кошки,
Да, ладно, пошутил я трошки.
Тебе подарок, чтоб этим членом ты моржовым
Вбивал мозги прогульщикам тупоголовым,
Чтоб знали ноты от «до» до «ми» , а способные до си,
Прелюдии Шопена, чтоб ласкали уши,
Бетховена вторая неплохая часть влезала в души,
А мне хоть вдрызг надраться
В вашей грамоте один черт не разобраться.
Игорь, а вертолет слабо тебе познать?
Да, чур, тебя, легче болеро безногому сплясать.

P.S. Насчет прелюдий Шопена и Бетховена неплохой части обращаться к Кожухарю Валерию,
 это с его басни о соловье и осле.


*************************************
Дорогие друзья!
Фотографии я добавил 19.03.2016, но быстро подписать их в тексте не смог - нет возможности.
Но Володя Дринко, высылая их мне, подписал как смог.
Эти подписи к снимкам ( в разделах Часть1 или Часть 2)  я и привожу ниже, чтобы при желании можно было узнать - кто на снимках.

DSC08409 - Геленджик -Малинецкий А, Друй Г, его брат
DSC08405 - а чукча в чуме - Дринко В.А. - Арсеньев, чей-то юбилей
DSC08406 - Дринко В, Санченко Л.
DSC08407 - Миша Килимник , Боря Куликовский, Юра Коробко, Вова Яковлев
DSC08399 - 2001r Байкал - Дринко В, Булич В, - друг и товарищ еще по
                   школе, выпускник ХАИ 1970г.
DSC8400 - Чеботок Юра, Куликовский Боря, Друй Гена, Орел Таня, Меланич Вася,
                 Дринко Вова, Эксаров Вова, Килимник Миша, Яковлев Вова - ХАИ 30 лет (2001г.).
DSC08410 - свадьба - чей-то отец, Дринко В, Коробко Ю, Овчаренко А.,  Друй Г,  ?
DSC08388 - Овчаренко А.- наш Геркулес
DSC08391 - Дринко В, Хорев В.
DSC08394 - Миша Килимник, Дринко В, Юра Иванов
DSC08398 - Друй Г, Дринко В, Малинецкий Леша, Володя - брат Друя, - Геленджик
DSC08396 - Дринко В, Панов Н.

Системный администратор сайта
Часовской Евгений, гр.163-А
e-mail: xai-71@obninsk.ru
19.03.2016
**********************************